Основы зрелой личности закладываются в глубоком детстве. Там же находятся и основные причины, препятствующие формированию зрелости. Маленький ребёнок всецело находится во власти своих родителей или людей, их заменяющих, поэтому, их влияние на развитие личности малыша неизбежно и очень велико. Психологическая травма может возникнуть как результат неправильного воспитания и отношения взрослых к ребёнку, вызывающих невротические проявления. Каков механизм ее развития? Что важно знать родителям о детском развитии, чтобы уберечь детей от травматического опыта?
Психология развития личности ребёнка
Американский психоаналитик Карен Хорни говорит о том, что у каждого ребёнка есть две базовые потребности, которые должны постоянно удовлетворяться. Без этого он не достигнет зрелости личности. Первая — удовлетворение биологических нужд, вторая — потребность в безопасности.
На первый взгляд, кажется, что дать ребёнку безопасность очень просто — нужно только обеспечить его подлинной теплотой и любовью, и этих условий хватит для его благополучного развития. Однако, родители иногда родители не замечают, что ребёнок испытывает болезненные чувства, проживает опыт и, часто, оказывается в ситуации невозможности повлиять на свое развитие. Когда он оказывается в подобных ситуациях, переживая недостаток родительского внимания, у него может развиться психологическая травма.
Границы строгости родителей
Карен Хорни называет родителей «могущественными гигантами», которые своим отношением к ребёнку могут вызывать его враждебность, а следом внушать чувство вины за ее проявление. В совокупности, эти факторы порождают и подкрепляют у детей устойчивое ощущение потери безопасности, которое приводит к формированию базальной тревоги.
Однако это не говорит о том, что строгое поведение взрослых по отношению к детям недопустимо. Если наказание адекватно проступку, то оно приносит пользу взрослеющему человеку, так как помогает сформировать границы своего «Я» в социуме и способствует осознанию того, что позволительно, а что нет. Ребёнок с пониманием отнесется к наказанию, хоть и будет формально протестовать, если ощущает всем своим естеством родительскую любовь, и, если интуитивно чувствует, что сам дал повод для наказания. И наоборот, если наказания служат цели унизить непокорного, то они приносят непоправимый вред личностному развитию.
Все действия и слова родителей, направленные на «ломку» воли ребёнка — высмеивание, попытки расстроить его дружбу с «неподходящими» ребятами, игнорирование интересов — они способствуют укреплению базальной тревоги. В ответ на такое отношение родителей у многих детей появляется озлобленность, но далеко не каждый считает, что вправе ее выплеснуть.
Вытеснение чувств приводит к психологической травме
Почему ребёнок вытесняет свою враждебность? Существует ряд причин, которые вынуждают его к видимой покорности. Он может подавлять агрессию, вызванную родителями, потому что прекрасно понимает, что нуждается в них. Другой причиной может быть элементарный страх родительской реакции на его протесты. Страх может носить и особый характер, а именно — опасения потерять материнскую или отцовскую любовь. В подобных условиях складывается ощущение беспомощности перед внешним миром, перерастающее в постоянную глубинную тревожность и может привести к развитию психологической травмы.
Существует важный нюанс в том, получит ли порожденная враждебностью детская тревожность распространение на всех людей, или все-таки она будет локализована отношениями с родителями. Многое зависит от удивительно простых обстоятельств. Если у ребёнка есть бабушка или дедушка, няня или кто-либо другой, понимающий его человек, это станет препятствием формированию враждебной установки по отношению к обществу.
В противном случае, до совершеннолетия ребёнок «пропитается» тревожностью, лишится уверенности в своей нужности, станет более ранимым и обидчивым, менее адаптивным к новым социальным условиям. У него могут появиться чувства полнейшего одиночества и бессилия, а мир будет казаться злобным и агрессивным.
Зрелость личности ребёнка
Что происходит с личностью взрослого человека, если отсутствие подлинной теплоты в детском возрасте породило у него базальную тревогу? В противовес зрелости и адекватному восприятию окружающего мира, у такого человека формируются невротические стратегии в поведении, отличающиеся особыми отношениями с окружающими. Психологическая травма в данном случае может проявляться как постоянное переживание чувства боли, разочарования, гнева, неудовлетворенности, которые мешают жить счастливо, развиваться и строить отношения с окружающими.
Социокультурная теория личности выделяет три особые поведенческие стратегии, которые формируются у детей в процессе воспитания в семье и, которые, он потом переносит во взрослую жизнь.
- Ориентация на людей. Дети, обладающие данной стратегией, уступчивы, нерешительны и зависимы от окружающих. Они нуждаются в том, чтобы их защищали и направляли так же, как это делали родители — с одной стороны и с другой — желают быть нужными. В таком человеке, казалось бы, тихом и покладистом, часто аккумулируется скрытая враждебность и злость.
- Ориентация против людей. Личность человека характеризуется открытой агрессивностью и стремлением к доминированию. Человек с таким типом развития способен быть дружелюбным и тактичным в отдельных ситуациях, но и при этом он стремится властвовать и контролировать. Удовлетворение личных амбиций и собственный престиж для него превыше всего.
- Ориентация от людей. Это стратегия обособленности и отстраненности. Детская травма в таком случае проявляется в желании быть независимым и стремлении к одиночеству. Такие люди боятся настоящей близости с другими и поэтому отношения в их жизни часто бывают поверхностными.
С точки зрения психологии, здоровая зрелая личность может проявлять и враждебность, и нерешительность, способна доминировать и уединяться, иметь другие поведенческие характеристики, подобные невротическим, но эти проявления у нее краткосрочны и никогда не распространяются на всех людей без исключения. Зрелость обеспечивает внутреннюю силу, дружелюбные отношения и формирует базовое доверие к другим, в то время, как базальная тревожность создает внутреннюю слабость «Я».
Отличие поведенческих стратегий зрелой личности и человека, подверженного неврозам, заключается в том, что, первый в состоянии справляться с отрицательными проявлениями, а второй оказывается не способным к их преодолению. По мнению Карен Хорни, различия обусловлены тем, что зрелая личность получила свой отрицательный опыт, будучи готовой с ним справиться.