В последние годы все чаще можно слышать о том, что ранний возраст — это период, когда с ребёнком «надо заниматься», то есть, всесторонне развивать. Популярны мнения о том, что все самое важное ребёнок впитывает до трех лет и это самый главный период в его жизни, ведь мозг интенсивно растет преимущественно в этот отрезок времени, и нельзя тянуть с «развитием», следует по максимуму использовать это время.
Что такое развитие, и каким оно должно быть в раннем возрасте?
Физиологически это действительно так: чем младше ребёнок, тем более интенсивно его развитие, тем более стремительны изменения, малыш все схватывает на лету и результаты видны довольно быстро. Однако стоит вспомнить, что такое «развитие» в принципе, и что подразумевает словосочетание «раннее развитие детей».
Развитие — это процесс закономерного изменения, в результате которого возникают какие-либо новые качества или состояние. Интенсивное развитие в раннем возрасте предполагает, что эти изменения происходят раньше положенного срока: раньше, чем организм созрел для этих изменений, раньше, чем человек захотел бы этим заниматься.
В понятие развития часто вкладывают совсем другие значения: интеллект, образованность, эрудированность. Однако забывают, что развитие — это не просто закономерный процесс (естественный, само собой разумеющийся), но еще и многогранный, сочетающий в себе массу аспектов. И на каждом возрастном этапе есть аспекты, преобладающие в настоящее время: это так называемые задачи развития, те сферы, которым должен отдаваться приоритет.
Классически приняты следующие этапы развития и приоритетные задачи:
- 0-3 года — двигательные навыки
- 3-7 лет — эмоциональное развитие
- 7-13 лет — интеллектуальное развитие
Ранний возраст для ребёнка — это период с 1 года до 3 лет. Учитывая это, выходит, что не стоит двухлетнему ребёнку дарить азбуку и учить его читать, лучше подарить ему велосипед. И также не стоит отрывать четырехлетнюю девочку от игры в куклы, потому что «пора почитать».
Вероятно, многие возразят, что ранний возраст — это идеальное время для всестороннего развития малыша. И вполне можно чередовать виды деятельности, и распределять время между всеми занятиями. Однако опыт показывает, что успеть все не получается: у родителей, которые уделяют внимание исключительно интеллекту, не хватает ни времени, ни сил на что-то другое, часто только одно направление становится преобладающим. У кого-то это может быть даже спорт, казалось бы, физическое развитие полезно. Однако если трехлетку «муштровать» в спортивной секции каждый день, добиваясь от него дисциплины и спортивных результатов, то на игры, развивающие эмоциональную сферу, у него просто не останется сил, а часто и времени. Но родители будут искренне полагать, что если их ребёнок будет заниматься всем с раннего возраста, то он будет намного успешнее в будущем.
Раннее развитие детей — залог их успешного будущего?
Из сказанного выше понятно, что раннее развитие детей не является необходимостью, этот процесс закономерен, и должен соответствовать актуальным задачам развития в соответствии с возрастом. Так почему же все стремятся растить «гения с пеленок»? Зачем это нужно взрослым?
У каждого взрослого есть представление об успешности: материальный достаток, уверенность в себе, благополучие в личных отношениях. Все это достигается с помощью саморазвития: высокий интеллект, лидерские качества, выдающиеся способности. Конечно, взрослые хотят только лучшего для своего ребёнка.
Так вот такая ориентация на будущее, на успешность во взрослой жизни заставляет родителей забыть об актуальных потребностях ребёнка. Фраза «детство одно» понимается совсем в другом контексте: нужно сейчас вложить по максимуму, чтобы потом были плоды, иначе время будет упущено. Действительно детство одно, но расценивать его следует как уникальный период, а не как исключительно подготовку к будущей жизни.
Интересно ли ребёнку?
Многие полагают, что интерес ребёнка определяет, что представляет собой занятие — раннее развитие или натаскивание на результат, навязывание. То есть, если ребёнку интересно рассматривать цифры в 11 месяцев, то ему ничего не навязывают. Но для малыша важно внимание взрослого, его эмоциональное участие, и неприятно, когда родитель безразличен. Так что ему остается делать, если родитель проявляет эмоциональное участие только в интеллектуальных играх? Разумеется, малыш начинает стремиться к этим занятиям, с целью привлечь внимание близких взрослых, продлить совместное времяпрепровождение. А у взрослых складывается ложное убеждение, что ребёнку это занятие действительно интересно.
Постоянное общение — лучшая помощь родителей
Можно заметить, что суть многих методик раннего развития детей — это тренировка механической памяти, ведь малыши прекрасно запоминают информацию. Но если ребёнок запомнил что-то, это не значит, что он стал умным. Ум подразумевает мышление, способность логически мыслить. А этому можно научить в простом общении. Ежедневно решать простые задачи типа «куда спрятался мишка?», «что будет, если покатить мяч, и если покатить кубик?», наблюдать окружающие явления погоды, уделять внимание последовательности событий (что сначала, а что потом). Показатель интеллектуального развития кроется в умении решать подобные задачи. Именно в общении родители могут добиться отличных результатов — скачки развития не заставят себя ждать. Важные компоненты общения — это выразительные эмоции («заразительные», показательные, яркие), подогревающие интерес к окружающему. Кроме того важен тактильный контакт — это тоже аспект общения, невербальный. Ведь можно одним прикосновением, без слов показать свое отношение, свое настроение. В ходе общения ребёнок начинает чувствовать себя любимыми, самоценными, нужными, формируется эмоциональный контакт, и в ответ у малыша формируется потребность в общении, через которое в свою очередь и идет развитие.
Ранний возраст для детей — это время, когда они начинают познавать окружающий мир. Поэтому с ними нужно разговаривать обо всем на свете, спрашивать и выражать свое отношение к происходящему, свое мнение, перечислять события, которые были и будут, наблюдать за пространством вокруг, подкреплять любопытство ребёнка. Каждый малыш любопытен от природы, его любознательность — это врожденный рефлекс, потребность познавать окружающий мир. И без усиленных занятий ребёнок сам начнет задавать вопросы, что означает его естественную готовность к построению новых понятийных связей, к освоению новых навыков.