15.05.2018 2361

Все, что нужно знать о дополнительных занятиях с ребенком

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

В настоящее время большинство родителей считают, что ребенок должен посещать дополнительные развивающие занятия. Сегодня существует большое количество секций и кружков, занимаясь в которых, дети получают возможность развиваться, общаться со сверстниками, взрослеть и тренировать познавательные процессы.

В связи с этим рождается ряд вопросов:

  • С какого возраста можно отдавать ребенка на развивающие занятия?
  • Какое воздействие они оказывают на психику и развитие?
  • Как понять, что подходит ребенку, а что нет?
  • Как узнать готов ли ребенок в раннем возрасте или младше посещать дополнительные развивающие занятия?
  • Как увидеть детские способности?
  • Что побуждает родителей нагружать детей чрезмерно интеллектуальными или творческими упражнениями?
  • Существует ли домашняя альтернатива популярным «развивашкам»?

Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.

Зачем ребенку дополнительные занятия?

Зачем ребенку дополнительные занятия?

Когда ребенок появляется на свет, он является в этом мире гостем. Все, что дальше будет с ним происходить — где он будет учиться, с кем общаться, чем заниматься — в большинстве случаев зависит от родителей. Когда мать и отец понимают, что на них лежит большая ответственность за формирование развития детей, они серьезно и ответственно подходят к выбору кружков, секций, детского сада и школы.

В настоящее время дополнительные занятия пользуются популярностью. Почему взрослые придают большое значение стороннему формированию личности ребенка, которое обеспечивают не они сами, а опытные педагоги и специалисты? Зачем нужны дополнительные занятия, и в каком количестве они должны быть?

Чаще всего родители отдают детей куда-то, помимо детского сада или в раннем возрасте — в два или три года — по нескольким причинам.

  • Взрослые хотят, чтобы уровень развития ребенка был очень высоким. Такое желание чаще всего обусловлено тем, что они желают гордиться своими детьми — видеть их чемпионами, медалистами, гениями. Если взрослые в это время не прислушиваются к желаниям ребенка и в очень нежном возрасте стремятся тренировать его интеллект, то они рискуют перестать замечать детскую личность.
  • Мать и отец записывают детей на разные секции и кружки, по той причине, что сами они в детстве не имели возможности их посещать. Таким образом, родители бессознательно самоутверждаются за счет ребенка и «излечивают» свои детские душевные травмы. Они считают, что если сами в детстве не стали пианистами, футболистами, физиками, то за них это обязательно должны сделать дети. Родители в это время уверены, что ребенок, посещая занятия, будет абсолютно счастлив и доволен. Взрослые совершают ошибку в том, что забывают спросить у детей — хотят ли они петь, танцевать, кататься на коньках, играть в шахматы?
  • Иногда родители соревнуются и конкурируют друг с другом, и тогда они, желая вырастить ребенка более умным и сообразительным, чем у соседей, нагружают его дополнительными занятиями.

Что происходит с ребенком, если он не испытывает желания посещать такие занятия и ему гораздо интереснее бегать во дворе, изучать камни, цветы и растения, общаться с домашними животными, ездить на велосипеде или лазать по деревьям?

Чем он старше, тем лучше может осознавать собственное сопротивление к разного вида развивашкам. Маленькие дети — до 3 лет и в дошкольном возрасте — не владеют осознанными методами воздействия на своих родителей.

Это приводит к тому, что малышам приходится делать то, что говорят взрослые и заниматься тем, к чему они их приучают. Хорошо, если ребенок испытывает желание заниматься тем, что ему предлагают. Гораздо хуже, когда детям неинтересно рисовать, учить ноты, заниматься борьбой — тогда они страдают, быстро утомляются, теряют энергию и хорошее настроение. Будучи вынужденными заниматься чем-то через силу, даже в игровой форме, ребенок не получает удовольствия от занятий и, соответственно, не развивается в той степени, на которую рассчитывают родители.

О чем нужно подумать взрослым, прежде чем записывать детей на дополнительные развивающие кружки?

  • Зачем ребенку занятия? Этот вопрос поможет понять цель, которую преследует взрослые.
  • Что получит ребенок, посещая занятия?
  • Что получу я, как мать (или отец), если мой малыш будет ходить в развивающий центр?

Ответы на эти вопросы позволят разобраться в мотивации родителей и том, какую пользу это принесет детям. Это нужно для того чтобы исключить отыгрывание собственных детских травм через ребенка или самоутверждение за его счет.

Развивающие клубы и центры для детей

Если дополнительное развитие детей преследует целью формирование познавательных процессов, то следует изучить все, что предлагает сфера дополнительного образования и выбрать подходящую деятельность. Возможности для детского развития сегодня очень велики. С чего можно начинать его?

Занятия для детей и родителей. На них маленькие дети взаимодействуют вместе с мамой, под руководством опытного педагога. Ребенку позволяется изучать окружающее пространство и манипулировать с предметами. Одной из программ такого раннего развития является программа Марии Монтессори.

Детям в раннем возрасте предлагаются занятия рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией, танцами, футболом, брейк-дансом, плаванием, гимнастикой.

Дети в дошкольном возрасте могут быть заинтересованы теми же видами творческих или спортивных занятий. Также к ним прибавляются любые виды рукоделия, хоккей, боевые искусства, игра на музыкальных инструментах, вокал, компьютер. Главное при выборе кружков учитывать желание ребенка и его таланты.