Владение речью, умение изъяснять свои желания — важный показатель общего развития ребёнка и формирования личности, который оценивается многими докторами. При развитии речи дети проходят несколько последовательных этапов, и для всех необходимо время. При малейшем несоответствии графикам обеспокоенные родители зачастую делают выводы, что их дети плохо говорят и отстают в развитии. Так ли это на самом деле? MedAboutMe расскажет, как развивается речь у детей, и к каким народным советам не стоит прислушиваться.
Хвост селедки и речь детей
«Чтобы дети быстрее начали говорить, им нужно дать пососать хвост селедки» — распространенный народный совет. В чем «волшебство» и уникальность этой части рыбы — неизвестно. Возможно, именно в хвосте сосредоточение силы и энергии, которая влияет на развитие ребёнка. С тем же успехом можно дать попробовать малышу маринованный имбирь, горчицу или острый перец. Не исключено, что после данных «стимуляторов» ребёнок заговорит, и довольно громко. Вот только то, что скажет кроха, может не понравиться маме и папе.
Шутки шутками, но процессу развития речи у детей многие специалисты уделяют большое внимание. И если дети молчат до 1,5-2 лет — родители могут поднимать панику.
Способствовать переживаниям могут разговоры в кругу молодых мам, когда каждая начинает делиться успехами: «Мой Кирюша, уже во всю болтает, а ему всего 1,5 года», «Моя Катюшка уже знает всех животных и имитирует их разговоры», «А у нас Антошка читает с бабушкой про Мцыри и цитирует наизусть письмо Татьяне». Найдутся и обеспокоенные бабушки, которые непременно укажут на «патологию», ведь множество соседских детей говорят, а наш-то все молчит.
Родители должны сразу научиться отфильтровывать такие высказывания и не принимать на свой счет. Также это не повод бежать к неврологу, логопеду и другим специалистам.
Важно знать и понимать: как происходит развитие речи, от чего зависит, и какую роль в этом играют сами родители.
Развитие речи: прописные истины
Единых и строгих сроков развития речи у ребёнка не существует! Поэтому если в год малыш не вступает в диалог и не объясняет, что он видит за окном, а пользуется «тарабарским» или языком жестов, поводов для паники нет. И первое слово, произносимое малышом, совсем не обязательно «мама», это может быть «дай», «ня» и др.
Живая речь родителей, непосредственно обращенная к малышу, — помощь для развития детей. Именно разговоры родителей с ребёнком способствуют формированию пассивного словаря. Польза услышанных слов из телевизора, радио и даже между взрослыми — остается незначительной. Конечно, слова запоминаются, но не так тщательно, и могут быть восприняты ребёнком неправильно.
Существуют усредненные нормы развития речи, которыми и пользуются врачи для оценки общего развития ребёнка, но они не являются строгими.
Заметка для родителей: нормы формирования речи
В год дети произносят около 2-10 слов, и это весь положенный словарный запас. Часто до 2 лет дети ограничиваются лепетом, своим собственным языком с проскальзыванием общепринятых фонем. Но между тем родители понимают малыша и могут отреагировать на его просьбу. Некоторые дети вообще предпочитают молчать до 2-2,5 лет. И это не является поводом для паники, поиска чудо-специалиста и огромного количества дорогостоящих исследований.
Развитие речи всегда формируется благодаря двум составляющим: активному и пассивному словарю. Активный словарь — те слова, которые произносит ребёнок, пассивный — те, которые он понимает. Отмечается, что пассивная речь формируется гораздо быстрее. Поэтому дети понимают, что происходит, реагируют на просьбы родителей, но вот повторить словами не могут.
Также во время формирования пассивного словаря дети внимательно прислушиваются к взрослым, запоминают слова, причем даже нежелательные. И в последующем могут их выдавать в самых неожиданных местах и интерпретациях.
Как утверждают специалисты, если дети до 2-х лет способны реагировать на просьбы родителей: подойди, подай, отнеси, а также не отличаются полным отсутствием лепетных слов, употребляемых со смыслом, поводов для паники нет. Развитие речи проходит нормально, и молчание малыша — индивидуальная реакция.
Примерно к 3-4 годам дети овладевают основными законами языка. К этому возрасту словарь ребёнка составляет порядка тысячи слов. Если до этого возраста дети могли подражать звукам, коверкать слова, то к этим годам речь становится более-менее чистой.
Правильное развитие речи: признаки
На профилактическом осмотре или же, если у родителей возникли какие-то опасения и их нужно развеять, доктор будет оценивать не только формирование речи. Значение имеет и физическое развитие малыша.
Чтобы говорить о нормальном развитии речи, важно исключить наличие неврологических заболеваний у малыша, оценить активность общения в тандеме «родители — ребёнок», а также степень стеснительности. Часто с незнакомыми людьми и тем более докторами дети отказываются идти на контакт. Если дома, в благополучной обстановке ребёнок активен, правильно реагирует на просьбы, то в кабинете доктора можно наблюдать обратную картину. И данный факт может повлиять на общие оценки.
Существует и обратная сторона медали — когда родители не совсем откровенны с доктором и приписывают лишние достижения малышам. Такое поведение неоправданно и даже опасно. Объективная оценка развития ребёнка позволит диагностировать отклонения и составить план действий. Опрос родителей в этом случае — основной источник информации.
Кроме показателей благополучного развития речи специалисты выделяют и тревожные признаки, при появлении которых необходимо обратиться за помощью и составить план дальнейших действий.
Если есть проблемы
Проблемы с развитием речи могут формироваться при патологиях или расстройствах нервной системы. В таком случае дети неохотно повторяют слова и предложения за родителями, или же следует категорический отказ.
Страдает не только активная, но и пассивная речь малыша. Иногда распознать сразу такие изменения непросто: дети могут делать вид, что не слышат, быстро уходить или изображать увлечение другими делами. Порой родители воспринимают такие симптомы как капризы и проявление характера.
При формировании проблем с речью у детей образуется порочный круг — дети предпочитают решать проблемы самостоятельно, теми способами, которые видят они, ведь иначе придется обратиться за помощью к родителям. А это опять разговоры — речь.