Развитие слабослышащих детей зависит от категории нарушения. Степень потери слуха принято различать на глухоту и тугоухость. При врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоте развитие ребёнка отличается речевой дисфункцией, что замедляет формирование его нервно-психических процессов. Если же ребёнок страдает тугоухостью и воспринимает речь на близком расстоянии без искажений, его развитие может быть скорректировано.
Рассмотрим более подробно особенности развития слабослышащих детей.
Особенности развития слабослышащих детей
Слуховое восприятие, являясь одним из важнейших органов чувств, оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка. Благодаря умению слышать и различать звуки ребёнок ориентируется в пространстве, получает информацию об окружающем мире, а также формирует свои речевые навыки, в том числе и способность воспроизводить слова. Если же ребёнок лишен возможности слышать, его развитие отличается рядом искажений, т.к. он недополучает целый пласт необходимых знаний.
Развитие слабослышащих детей в первую очередь характеризуется низкой зрелостью речевых навыков. Однако степень нарушения речи зависит от уровня слухового восприятия ребёнка. Если малыш страдает тяжелой формой тугоухости, которую он получил при рождении или в раннем детстве, он не будет говорить, т.к. его мышление не способно целенаправленно воспроизводить звуки. Но если ребёнок воспринимает речевой поток хотя бы на минимальном уровне, при регулярных занятиях с сурдопедагогом он сможет овладеть речевыми навыками, просто его звукопроизношение будет несколько отличаться от нормы.
Помимо нарушения речи в развитии слабослышащих детей часто наблюдается замедленный темп созревания психики, низкая познавательная активность и недостаточная эмоционально-волевая сфера.
Обучение слабослышащих детей
Развитие слабослышащих детей зависит от сроков обнаружения дефекта и интенсивности педагогической помощи. Чем раньше будет обнаружена аномалия слухового развития, тем эффективнее окажется коррекция. Для слабослышащих детей существуют специализированные классы и группы, занятия в которых проводятся как для учеников школьного возраста, так и для малышей 1,5-2 лет.
Главные задачи учебного процесса заключаются в речевом развитии, закреплении остаточного слуха, формировании навыка произношения и совершенствовании мышления. При положительной динамике обучения, а также возможности носить слуховой аппарат, к младшему школьному возрасту большинство детей догоняют в развитии своих сверстников и могут учиться в общеобразовательной школе.