Некоторые родители считают, что если ребёнок умеет читать, произносит все звуки, немного пишет и считает, то он готов к школе. К сожалению, немногие понимают, что важной составляющей готовности к школе является хорошо развитая связная речь дошкольника. В чем же причины отставания развития связной речи у детей? Как нужно заниматься с ребёнком, чтобы к школе малыш справлялся с пересказами и мог составить связный рассказ. Об этом написано в нашей статье.
Критерии нормального развития связной речи дошкольника
Родители с нетерпением ждут от своих детей первых слов. Мамы и папы мечтают услышать от своего малыша стихотворение и показать выступление перед друзьями и родственниками. Родители начинают переживать из−за того, что их ребёнок в возрасте 5−7 лет не может составить связный рассказ или пересказать простую историю. Для успешного обучения в школе у дошкольника должна быть хорошо развита связная речь.
Перечислим критерии, которые входят в это понятие.
- Умение отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными предложениями.
- Способность составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам.
- Умение сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки.
- Способность передать содержание картинки по памяти.
- Умение придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.
Для того чтобы выявить нарушение развития связной речи, необходимо провести диагностику.
Простой тест для проверки уровня развития связной речи дошкольника
Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребёнка. Самое главное правило: не заставляйте ребёнка заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.
Выберите самое удобное время для общения с дошкольником, например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием. В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи своего ребёнка.
- Поставьте перед ребёнком его любимую игрушку. Скажите, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда вы поедете. Предложите малышу придумать рассказ по картинке.
- Для второго теста вам понадобится серия из 3−4 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.
Речь соответствует возрастной норме, если ребёнок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке. Фразы точные, без грамматических ошибок. Предложения состоят из 5 и более слов, в речи использованы союзы и предлоги. История рассказана плавно и выразительно.
- Третье задание состоит в том, чтобы малыш описал свою любимую игрушку. Если малыш сомневается и не знает, как это сделать, можно задать ему несколько вопросов.
- У тебя есть любимая игрушка?
- Как ее зовут, как она выглядит?
- Как ты любишь с ней играть?
Речь развивается нормально, если ребёнок составил описательный рассказ из 4-5 распространенных предложений.
Высоким показателем речевого развития будет, если ребёнок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого.
Заключительным заданием является проверка умения ребёнка пересказывать небольшие тексты. Прочитайте малышу рассказ из 5−6 предложений 2 раза и попросите пересказать текст. Ребёнок 6 лет должен уметь пересказывать текст без помощи взрослых.
Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Можно давать по одному заданию в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.
Причины, которые тормозят развитие связной речи
У родителей часто возникает вопрос: почему у нашего ребёнка речь плохо развивается, ведь мы ему даем все, что нужно. Ответ не может быть однозначным. Каждый ребёнок развивается по−своему. Одной причины быть не может. Чаще всего существует несколько предрасполагающих факторов, которые приводят к неблагополучному развитию связной речи. Перечислим их.
- Осложнения беременности.
В период беременности мама перенесла одно или несколько инфекционных заболеваний, которые отрицательно повлияли на развитие речевых зон в головном мозге малыша. Редко, кто обращает внимание на ранние токсикозы беременности. Именно они могут стать причиной речевых нарушений.
- Осложнения в родах.
Родовые травмы, асфиксии и гипоксии новорожденного и другие осложнения родов в будущем могут привести к речевым нарушениям у ребёнка.
- Травмы ребёнка.
Нередко малыши в раннем возрасте получают различные травмы головы. Если у ребёнка затронуты зоны, где расположены речевые зоны, нарушений речи будет не избежать. На развитие речи влияют все психические процессы, поэтому любая травма головы может негативно сказаться на речевом развитии ребёнка.
- У ребёнка общее недоразвитие речи.
Одной из характеристик ОНР является нарушение развития связной речи. Это тяжелое нарушение речи. Данный диагноз ставят примерно к пяти годам. Но если до этого возраста ваш ребёнок плохо общается с взрослыми и сверстниками, не может пересказать рассказ или сочинить небольшую историю, значит уже можно заподозрить речевое нарушение.
- Погрешности в воспитании ребёнка.
Если родители не дают возможности общаться ребёнку с другими детьми и взрослыми, то ждать быстрого и правильного развития связной речи не стоит. Речь развивается, как условный рефлекс, нужен сильный стимул, чтобы ребёнок хорошо говорил. Также наиболее частая ошибка родителей состоит в том, что они «задаривают» ребёнка игрушками, а вот почитать или поиграть с малышом времени не хватает. Если малыш предоставлен самому себе, развиваться связная речь не будет.
10 правил, которые помогут развить связную речь ребёнку
Не стоит думать, что помочь развитию связной речи малышу может только специалист. Есть простые правила, которые помогут вам поверить в свои силы, и вы начнете сами заниматься с ребёнком.
- Общайтесь с ребёнком.
Разговаривайте с ребёнком на прогулке, в машине, в автобусе, в магазине, по дороге из детского сада или школы. Отключите мобильный телефон и подарите полчаса времени общению с вашим ребёнком. Обращайте внимание ребёнка на все, что вас окружает. Радуйтесь вместе с ребёнком его маленьким достижениям и планируйте вместе следующий день.
- Станьте примером правильной и красивой речи.
У ребёнка в раннем возрасте речь развивается в основном по подражанию. Ваш малыш будет употреблять те фразы, которые услышит от вас. Следите за своей речью. Старайтесь говорить с ребёнком не спеша, развернутыми предложениями. Избегайте сложных научных терминов, говорите просто и понятно.
- Отвечайте на вопросы ребёнка.
Дети задают очень много вопросов. К возрасту пяти лет малышей можно назвать «почемучками». На все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребёнка и постарайтесь найти достойные ответы.
- Читайте книги ребёнку.
Каждый день читайте книги ребёнку и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе с малышом. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, ребёнок должен видеть, что чтение вам очень интересно.
- Научите ребёнка читать.
Учить ребёнка читать «с пеленок» не стоит. Вы сами заметите, когда малыш заинтересуется буквами и словами. Если малыш сам научится прочитывать слова, тогда вскоре он сможет сам читать любимые стихи и рассказы.
- Учите пересказывать.
Важно не просто прочитать книгу, необходимо понять ее содержание. После того, как вы прочитали сказку или рассказ, попросите ребёнка рассказать, что он запомнил. Если малыш затрудняется, помогите ему или перескажите сами. Вскоре малыш попробует сам пересказать любимую сказку.
- Рассматривайте иллюстрации в книгах.
Дети младшего возраста любят книги с яркими картинками. Школьники также предпочтут читать произведение с иллюстрациями. Не теряйте возможности развивать связную речь с готовым материалом. Внимательно рассмотрите иллюстрации, назовите главных героев, обратите внимание на одежду героев, чем занимаются, что находится вокруг них.
- Фантазируйте вместе с малышом.
Придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребёнка. Дети обожают, когда они сами становятся героями сказки. Если вы сможете увлечь малыша, он сам начнет пытаться сочинять.
- Путешествуйте с ребёнком.
Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком во время путешествия. Рассказывайте ребёнку о том, куда вы едите, чем вы будете заниматься. Не забывайте фотографироваться с ребёнком и обязательно проявляйте снимки. Вместе с ребёнком рассматривайте фотографии и составляйте рассказ о вашем путешествии. А когда к вам придут гости, попросите малыша самостоятельно по фотографиям рассказать эту историю.
- Консультации специалистов.
Если ребёнок избегает общения, не пытается пересказывать, у него не получается ответить даже на простые вопросы, значит вам необходимо проконсультироваться со специалистами. В первую очередь обратитесь к учителю-логопеду, психологу и неврологу. Следуйте указаниям педагогов и врачей.
Обращайте внимание на развитие связной речи ребёнка, уделяйте время на свободное общение с малышом, полюбите разговаривать с ребёнком. Если у вас получится следовать предложенным правилам, тогда и связная речь ребёнка будет развиваться правильно.