Разнообразные «мне не хочется», «я сделаю потом», «ну еще пять минуточек» зачастую могут затянуться до времени, когда уже пора ложиться в кровать. И вот тогда внезапно вспоминается, что маленький лентяй не собрал портфель, не вынес мусор, не сделал математику и все то, о чем напоминали родители. Почему у детей возникает желание отодвинуть подальше такие актуальные для взрослых задания? В основном потому, что актуальны они — для взрослых. Лень и нежелание делать что-то появляются тогда, когда есть необходимость заниматься неинтересными делами в ущерб любимым, тратить время с точки зрения ребёнка зря. Как же избавляться от детской лени? Необходимо понять причину ее появления.
Излишняя нагрузка на ребёнка
Причин для повышенной нагрузки может быть много. Это и личная инициатива детей, когда в списке «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота», и амбиции родителей, и невозможность оставлять ребёнка дома одного, в результате чего он курсирует между уроками, группой продленного дня и дополнительными занятиями, и желание взрослых нагрузить чадо так, чтобы и мысли не возникало о дурной компании, компьютерных играх, «глупых детских развлечениях» и так далее.
Перегруженный ребёнок банально устает, как физически, так и эмоционально из-за переизбытка впечатлений и информации. Уставшие дети пытаются найти отдых в привычных видах деятельности, не несущих дополнительную нагрузку на ум, тело и эмоции. В итоге это может трактоваться как лень. Что делать?
Банально дать отдохнуть, помочь выбрать основные занятия, установить режим дня, соответствующий возрасту ребёнка, и акцентировать его внимание на приоритетах.
Физические недомогания как причина лени
Каждый знает, как непросто собраться и заняться работой или домашними делами при различных недомоганиях. Однако если ребёнок не проявляет симптомов внезапной инфекции и в целом вроде бы чувствует себя, как обычно, но при этом говорит, что сил у него погулять с собакой нет совсем, это может быть признаком болезни.
Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, вялотекущие бактериальные инфекции, дисфункции желудочно-кишечного тракта, болезни и патологии сердечно-сосудистой системы могут проявляться не сразу всем симптомокомплексом. Чаще всего недомогания начинаются с ухудшения общего самочувствия и парой иных, не всегда выделяющихся из общей картины симптомов. Например, диабет может выражаться в чувстве усталости, повышенной жажде, аппетите, особенно в отношении сладкого, и учащенных посещений туалета. В течение дня, который родители проводят на работе, эти симптомы можно и не заметить. Если ребёнок ленится без особых причин, стоит обратиться к врачу.
Излишняя требовательность родителей
Порой школьная нагрузка и требования родителей вместе или даже по отдельности действительно не соответствуют возможностям. Дети разных возрастных периодов имеют различные усредненные физические и психологические данные, и эти данные также различаются в зависимости от индивидуальных особенностей. Если ребёнок получает задание, с которым ему тяжело справиться, это заранее обрекает его на неудачу и способствует развитию нежелания как выполнять предыдущее дело, так и приступать к новому. «Все равно я не решу эту задачу, не стоит и начинать». Что делать?
Необходимо пересмотреть свои требования, снизить их количество. Если нагрузка поступает со стороны образовательного учреждения, стоит уменьшить ожидания от результатов учебы, объяснив это ребёнку и педагогу, или сменить школу.
Страх как причина лени у детей
Следующая стадия лени, спровоцированной излишней требовательностью, — нежелание что-то делать из-за страха не справиться и быть наказанным. Наказание не обязательно выражается в ограничениях на просмотр мультфильма, игр в планшет или отказе от мороженого, детский возраст — период высокой чувствительности к отношению важных для ребёнка взрослых. В качестве наказания воспринимается и ругань, и пара слов типа «Опять не сделал? Ну я так и знала», и выражение разочарования на родительском лице.
Такой же выраженной и сильной может быть боязнь несоответствия ожиданиям взрослых, сверстников или своей собственной негативной оценки. Подобный страх буквально парализует детей. Что делать?
В первую очередь научиться выражать безусловную любовь и принятие ребёнка. Он хорош и любим не потому, что не забыл вытереть пыль, а потому что он изначально любимое дитя, и всегда таким будет. А пыль влияет на гигиену помещения, но не на оценку личности. В сложных случаях рекомендуется семейная терапия у психолога.
Дети и информационная гигиена
Дети 21 века родились и развиваются среди обилия информации, ежеминутно обрушивающейся на них со всех сторон. Попытки растущего мозга ее обработать и структурировать неизбежно приводят к информационной гигиене, это естественная методика самосохранения психоэмоционального здоровья. Поэтому порой отказываясь выучить очередной параграф из учебника по географии или новое стихотворение, дети неосознанно пытаются регулировать объём своей «оперативной памяти», оберегая ее от стирания нужного правила по русскому языку. Обычно в таких случаях ребёнок оценивает риски и отказывается что-либо учить, потому что «меня завтра не вызовут».
Подростки вполне могут сами разобраться с этим аспектом, а также нести последствия подобных решений, родители уже не могут контролировать каждый шаг и вынуждены адаптироваться. Однако если ребёнок не видит смысла в необходимых действиях, например, зачем застилать постель, если вечером ее придется разбирать, или убирать учебники с рабочего стола, ведь завтра их опять придется доставать, с этим придется бороться.
Смысл таким действиям показывают наглядно: вот фотография комнаты до уборки, а вот — после. Вот насколько быстрее можно найти нужную тетрадь, если с вечера не забыть положить все на место. Можно и нужно хвалить, поощрять, выделять призы, рассказывать знакомым, как дети в доме поддерживают чистоту. Младшим школьникам стоит рассказывать, как важен порядок вокруг — он помогает обеспечивать порядок в мыслях, поэтому взрослые его поддерживают. Ну и, конечно, облегчать выполнение заданий, обеспечивая отсутствие лишнего в детской, наличие вместительных шкафов, а также подавать личный пример.
Лень детей как наследственный признак
Хотя некоторые черты характера и наследуются генетически, лень — явление социальное, ему ребёнок может научиться от одного из родителей. Зачем собирать носки с пола, если папа так не делает? Почему мне надо мыть посуду сразу после ужина, если у мамы она стоит до следующего дня? Борьба с ленью в данном случае выглядит, как желание переложить на младшего члена семьи часть взрослых обязанностей. Без коррекции поведения взрослого вряд ли что получится.