Не все современные дети могут похвастаться крепким здоровьем и стрессоустойчивостью. У некоторых первоклассников уже есть хронические заболевания. С переходом в следующие классы и усложнением школьной программы увеличивается и количество школьников с различными расстройствами здоровья. Появляются большие объёмы информации, которую нужно усвоить. Усложняются многочисленные домашние задания, с которыми не все дети справляются. Все это нередко приводит к негативному отношению ребёнка к учебе в школе.
Причины перенапряжения ребёнка
Взрослым людям, учителям и родителям, свойственно недооценивать нагрузки на детей. Кроме школьных занятий дети посещают развивающие кружки, спортивные секции, художественную или музыкальную школу. При этом они должны успеть выполнить домашние задания. Итогом такого распорядка дня становится дефицит времени и физическая усталость.
Еще одной причиной переутомления является нервное состояние детей. Нередко родители ждут от ребёнка высокой успеваемости, наглядных результатов от дополнительных занятий, спортивных достижений. В силу разных причин дети не всегда могут продемонстрировать быстрый результат, и родители ошибочно воспринимают это как проявление лени и недостаточную мотивацию.
Ребёнок начинает испытывать психологическое давление. Для него очень важна родительская оценка и осознание того, что он не оправдывает ожиданий, может стать основанием для невроза.
Фактором риска является и недостаточная физическая активность детей. Если ребёнок не занимается спортом и проводит свободное время за компьютером, результатом станет внутреннее напряжение и снижение иммунитета. Доктора предупреждают, что подвижные игры на свежем воздухе, бег, прыжки, любая двигательная активность необходима для полноценного развития ребёнка.
Нередкой ситуацией в школьные годы становятся трудности общения со сверстниками, особенно при вхождении в новый коллектив. Конфликтные моменты, повторяемые изо дня в день, способны подорвать и физическое, и психологическое здоровье ребёнка.
Признаки переутомления у детей
Жалобы детей на усталость могут восприниматься родителями как хитрый способ избежать дополнительных занятий. И, действительно, дети на это способны. Они очень быстро понимают болевые точки родителей и умеют «давить на жалость».
Однако есть явные признаки переутомления, которые ребёнок не сможет имитировать. Родителям следует обратить внимание на режим дня и нагрузки ребёнка, если в его поведении присутствуют следующие моменты.
- Ребёнок не может сосредоточиться ни в домашней обстановке при выполнении уроков, ни в школе.
- Школьник плохо засыпает, а днем, напротив, чувствует сонливость.
- Начинает плохо есть, у него отсутствует аппетит, и постепенно снижается вес.
- Ребёнок становится раздражительным, грубым, перевозбужденным. Для него характерны перепады настроения.
- В отдельных случаях, особенно у девочек, могут быть головные боли и скачки артериального давления.
При наличии этих симптомов в течение двух недель нужно обратиться к врачу для восстановительных процедур. Запускать процесс на самотек нельзя, так как длительная перегрузка может спровоцировать частые простуды и появление хронических заболеваний. Это могут быть и болезни органов дыхания, и сердечно-сосудистые нарушения, и неврологические проблемы.
Советы родителям
Отношение родителей способно облегчить или усугубить состояние ребёнка, испытывающего перенапряжение.
В первую очередь, родители должны интересоваться жизнью малыша и быть в курсе его дел и проблем. Нужно чаще разговаривать с ребёнком, можно включить в распорядок дня подобие семейного совета с обсуждением дел всех членов семьи. Ребёнок сможет увидеть, что родителям небезразличны его дела, и они готовы помочь. Ощущение единства семьи помогает справиться с любыми проблемами.
Как правило, у школьников основной бедой становится низкая успеваемость. Родителям не следует концентрироваться только на пятерках, важно и старание, и прилагаемые усилия, и интерес к учебе. Всегда найдется что-то хорошее, за что можно похвалить ребёнка и этим стимулировать его на работу.
Часто бывает ситуация, когда низкий результат получается по какому-то конкретному предмету, с которым у ребёнка не складывается «дружба». Родители должны учитывать врожденные склонности и способности своего малыша. Возможно, придется нанять репетитора по нелюбимому предмету или позаниматься вместе. Нужно помочь ребёнку разобраться со сложными темами, иначе они будут копиться, а успеваемость снижаться.
Ребёнок не должен просиживать за домашним заданием более 3-х часов в день. В младших классах малыш может выполнить все задания менее чем за 2 часа. Сидеть за уроками более этого времени не продуктивно. Дольше 2 часов ребёнок не выполняет задания, а просто сидит за столом. Значит, ему нужно помочь не отвлекаться, а быстро закончить уроки.
В комнате не должно быть отвлекающих моментов во время выполнения домашних заданий: включенного компьютера, телевизора с мультфильмами, сотового телефона с социальными сетями.
Выполнение уроков полезно чередовать: письменные и устные, точные и гуманитарные. Самые сложные лучше сделать в начале.
На каникулах нужно отдыхать
Родители должны правильно организовать режим дня малыша. Следует пересмотреть количество дополнительных занятий так, чтобы оставалось время на отдых и прогулки.
Еда и сон должны быть в одно и то же время. Выполнение уроков должно прерываться на отдых каждые полчаса. Следует ограничить время за компьютером, и запретить сидение за монитором незадолго до сна. Секции и кружки, которые посещает малыш, не должны вызывать отторжения и стресса.
Питание ребёнка должно быть полноценным, с включением всех необходимых продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов. Не нужно злоупотреблять сладостями в качестве мотивации к учебе. Это может привести к проблемам со здоровьем, нарушению аппетита. И ребёнок быстро научится манипулировать родителями, будет делать уроки только за сладости.
Для профилактики эмоционального выгорания от нагрузок важна постоянная двигательная активность. В каникулы и выходные можно организовывать семейные пикники, экскурсии, прогулки. Полезно часто выезжать за город, если позволяет погода.
Иногда мамы и папы заставляют школьника заниматься и на каникулах. Особенно часто это встречается в семьях, где от ребёнка ждут только высоких результатов. В результате малыш не успевает отдохнуть и набраться сил перед новой учебной четвертью. Усталость накапливается, и школьник начинает хуже усваивать новые знание, оценки становятся хуже, что нередко приводит к новым проблемам.
Соблюдение разумно организованного распорядка дня и предъявление только посильных требований очень быстро снимает симптомы перенапряжения у детей. Родители должны уменьшить свои амбиции и ожидания, прислушиваться к желаниям ребёнка. В конечном счете, самым главным для них является здоровье и благополучие собственного ребёнка.