В современном мире все больше ценится индивидуальность каждого человека, и все меньше проявляется стремление к единообразию, унификации. Люди осознают, что отличие одного человека от другого не делает его плохим, слабым или имеющим меньше прав. Каждый здравомыслящий человек понимает, что данные природой качества и особенности не могут сделать его жизнь более ценной, чем представителя другой нации, возраста, пола или вероисповедания. Леворукость — это также врожденная особенность, которая определяет некоторые отличия в работе мозга человека, но не является недостатком. Родителям левши стоит понимать, что их ребёнок не странный, а просто немного другой.
В каком возрасте проявляется леворукость ребёнка?
То, какая рука будет ведущей, зависит от работы мозга: доминирования левого или правого полушария. Закладывается эта доминантность обычно еще в утробе матери, и ребёнок рождается левшой или правшой.
Уже в раннем детстве дети чаще используют одну из рук. Бывает, что малышу одинаково удобно держать ложку правой и левой рукой, тогда родителям стоит немного подождать. К четырем-пяти годам дети обычно определяются с ведущей рукой.
Если этого не происходит, и родители беспокоятся, то можно посетить специалиста (психоневролога). Он проведет специальные тесты, которые позволят определить, какое полушарие мозга у ребёнка преобладает в работе. И на основе исследования стоит ненавязчиво подсказывать малышу, в какую руку взять ручку, вилку или зубную щетку. Иногда оказывается, что ребёнку удобно пользоваться обеими руками в равной степени. Это хорошо, ведь такое умение способствует разнонаправленности развития.
Особенности общения ребёнка — левши в коллективе
Правое полушарие мозга человека отвечает за эмоциональное восприятие, абстрактное мышление, чувства. Левое — за логическую обработку информации, системность мышления, пространственную ориентацию.
Главенствующая роль правого полушария в жизни левши определяет его вспыльчивый темперамент, ранимый характер, преобладание в общении с другими людьми чувств над эмоциями. Конечно, есть и другие врожденные и приобретенные черты характера, манеры и привычки, но дети-левши обычно больший упор делают на ощущения, а не на логику. Поэтому общение с ними часто непредсказуемо и не всегда просто.
Вместе с тем они часто оказываются лидерами в коллективе, душой компании и весельчаками. Активные и творческие, они часто готовы организовать или принять участие в интересных мероприятиях. Если ребёнок помимо того, что он левша, еще и интроверт, то он не очень общителен. Однако, наедине с близкими людьми также чувствителен и эмоционален.
Стоит ли переучивать детей писать другой рукой?
Еще пятьдесят лет назад родители, едва заметив, что их ребёнок левша, торопились переучить его. При этом делалось это не последовательно и мягко, а резко. Ребёнка ругали и наказывали за нежелание делать все правой рукой. Если учесть, что левши более ранимы и обидчивы в силу особенностей работы мозга, то нетрудно сделать вывод, какие эмоциональные травмы наносились малышам.
Переучивая ребёнка, можно заставить его писать, рисовать, есть правой рукой, но сделать его левое полушарие доминирующим не получится. В результате путаницы в работе организма и мозга, дети страдают неврозами, могут начать заикаться, испытывать стресс и тревогу. От природы левши обычно чуть дольше перерабатывают информацию. Когда же врожденные функции одного полушария насильственно передают другому, ребёнку вовсе трудно усваивать и воспроизводить информацию.
Возможны задержки в речи, проблемы с ориентацией в пространстве и на местности. Переученные взрослые часто путают, где лево и право. Родителям левши не стоит пытаться изменить его еще и потому, что дети очень остро воспринимают попытки переделать себя. Они могут начать ощущать себя ущербными и нелюбимыми.
Маме и папе леворукого ребёнка стоит больше времени уделять организации рабочего пространства, правильного освещения, помогать в освоении точных наук. Развитию обоих полушарий способствуют занятия, в которых участвуют обе руки. Например, спорт или игра на музыкальных инструментах.
Многие известные левши преуспели в изобразительном искусстве и кинематографе, в том числе, потому что им помогали гармонично развиваться, а не пытались переделать. Иногда, чтобы подстегнуть в себе творческое начало, некоторые правши специально выполняют левой рукой привычные действия: чистят ей зубы или застегивают пуговицы.
Что необходимо учитывать родителям такого ребёнка?
Родителям ребёнка-левши надо помнить, что психика их чада в силу особенностей работы мозга еще более хрупкая и восприимчивая, чем у других детей. Не стоит ругать, наказывать малыша за некоторую медлительность в освоении дел, за которые отвечает левое полушарие. Нет необходимости делать из леворукости недостаток, говорить об этом с огорчением, развивая в ребёнке комплексы.
Общение с ним не является чем-то сложным или особенным, если не требовать от него слишком многого и не сравнивать с другими. Отставание в одной области компенсируются успехами в другой. Левши отлично владеют своим телом, подвижны и хорошо танцуют. Им часто легко даются гуманитарные предметы и геометрия.
С математикой и обучением письму могут возникать некоторые сложности. Тут родителям стоит помочь и дополнительно объяснить пройденный в школе материал дома. Иногда дети-левши страдают зеркальным писанием (пишут справа налево) и путают стороны света, право и лево.
Есть ряд упражнений, которые с раннего детства можно практиковать в игровой форме с ребёнком, чтобы он приобрел эти заточенные под праворуких людей умения. Подавляющее большинство людей (около девяноста процентов населения планеты) имеют доминирующее левое полушарие и используют правую руку в качестве главной. Поэтому почти все в мире устроено для них: ручник в автомобиле справа, окна в школьных кабинетах слева (чтобы не падала тень от правой руки во время того, как дети пишут), ручки на дверях и многое другое. Важно помочь ребёнку комфортно чувствовать себя в обществе праворуких людей и научиться использовать леворукость не как недостаток, а как важную особенность.