Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В норме дети к двум-трем, реже к четырем годам определяются с ведущей рукой. Происходит это не сразу, и многие могут продолжать что-то делать обеими руками по очереди, а что-то только одной. Как правило, в первую очередь ведущая рука «проявляет» себя в еде и играх. Примерно 84,5% людей в мире – правши, и 14,5% – левши. А оставшийся один процент так и не может определиться, какая же рука – ведущая. Эти люди – амбидекстры, в переводе у них обе руки правые, то есть они одинаково хорошо должны владеть обеими сторонами тела. Хорошо это или плохо?

Как стать амбидекстром?

Как стать амбидекстром?

Все люди появляются на свет без «привязки» к одной руке. За владение правой отвечает левое полушарие, и наоборот. И при рождении среди полушарий главных нет.

А вот по мере развития психики и функций высшей нервной системы появляется распределение ответственности – какое полушарие, а значит, рука (и нога) станут ведущими.

В норме к четырем годам уже все становится понятно: какая рука будет все хватать, а какая останется в помощниках. До этого срока путать ведущие руки – норма. А вот если и после четырех лет продолжается равноправие обеих рук – тогда ребёнка называют «истинным амбидекстром».

Почему так происходит?

Версий появления амбидекстрии множество, но есть основные теории, подтвержденные исследованиями.

  • Теория незаконченной латерализации, когда мозг не определяется своевременно с доминантой левого или правого полушария, и ребёнок «застревает» на этапе владения двумя руками. А в процессе взросления развивает обе или одну – как приучат. Причины незаконченной латерализации до конца не выявлены – они могут быть как индивидуальной особенностью, так и следствием задержек развития.
  • Патологии внутриутробного развития: существует эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна. По этой теории правое полушарие считается более «древним», поэтому поначалу превалирует над левым, а значит, левая рука сначала «главнее». А вот после появления на свет активно развиваются речевые функции, за которые отвечают отделы в левом полушарии. А значит, управление правой половиной тела получает преимущества. А вот если до рождения или в период родов у ребёнка была гипоксия, из-за которой пострадало левое полушарие (оно более чувствительно к количеству кислорода), то перехватить на себя управление ему становится сложнее. Так появляются левши, а порой и амбидекстры.
  • Теория о генетике подтверждения исследованиями про специфический ген на второй хромосоме – LRRTM1. Часть мутаций в этом гене провоцируют леворукость и амбидекстрию, что может объяснять наследственность в семьях с левшами. К сожалению, эти же мутации связаны с повышенной вероятностью шизофрении.

Генетическую версию, правда, с несколько иной позиции, подтверждает недавнее исследование в журнале eLife. Как утверждают ученые, выбор ведущей руки вообще не связан с работой мозга или неврологическими особенностями развития. Особая форма генной активности в спинном мозге – вот то, что определяет, какая рука будет главной.

Генная экспрессия в позвоночном столбе, происходящая между 8 и 12 неделями беременности, еще до того, как головной мозг «подключился» к спинному, диктует асимметрию передачи электрических импульсов конечностям. То есть весь выбор происходит на самых ранних этапах развития, и повлиять на него невозможно.

Амбидекстры и речь

Последователи популярной психологии утверждают, что правое полушарие – это наши творческие способности и ориентация в пространстве, а левое управляет речью, логикой, математикой. И людей делят на «правополушарных» креативщиков и «левополушарных» логиков. Если бы все было так просто!

В любой деятельности задействованы оба полушария – исключений нет. Сегодня ученые даже говорят о том, что центры Вернике и Брока, которые почти век считались единственными регуляторами речи, вообще делают не то, что мы думали.

Правое полушарие, например, тоже имеет центры речи. Но у них иные функции – они помогают понимать юмор, переносные значения, сарказм, контекст, интонационные моменты, которыми так богат русский язык.

А левое больше занято управлением грамматическим оформлением речи, синтаксисом, буквальным смыслом слов и выражений, то есть основой речевой функции. Целостное понимание без взаимодействия обоих полушарий невозможно.

Да, основные речевые центры в норме расположены слева. Бывает, что такой центр формируется в правом полушарии – тогда при сохранных способностях к речи, чтению и письму появляются проблемы логики речевых конструкций, грамматики – всего того, что делает левое полушарие. Если слушать или читать сочинения такого ребёнка, порой непросто понять скачки мысли и текст в целом – он не согласован.

Вот в этом основная проблема речи левшей и амбидекстров. Так как основное развитие достается правому полушарию даже у амбидекстров, то левое отстает. Амбидекстры при этом лидируют по расположению речевых центров справа (это известно благодаря исследованиям МРТ).

Важно помнить, что леворукость и амбидекстрия – не гарантии нарушений речи, а только повышенная вероятность.

Так хорошо или плохо быть амбидекстером?

Так хорошо или плохо быть амбидекстером?

Казалось бы, что уж тут плохого – подтянуть речь, и все бонусы твои. Обе руки – «правые», какой хочешь, такой и пользуйся!

На одном человеке амбидекстрия может сказываться плохо, на другом может никак не отразиться или даже подарить какие-то экстраординарные способности.

Действительно, в плюсах двурукости – работа одновременно двух полушарий, повышенная производительность и скорость мышления, обработка и анализ информации во всех аспектах сразу. Не зря так модно нынче учиться жонглированию двумя руками, а раньше – отдавать ребёнка в музыкальную школу. Все это приводит к развитию координации между полушариями и увеличивает мозговую активность даже у взрослых.

Амбидекстры доказано преуспевают в ряде профессий, там, где нужны две руки сразу (а то и две ноги). Самые яркие успехи – в музыке, соревновательных контактных вида спорта.

К минусам двурукости относят риск речевых нарушений: у таких детей в два раза чаще диагностируют дислексию и заикание, а также синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и неврастении.

Основная версия – это последствия постоянной работы обоих полушарий, что приводит к переутомлению. У выраженных правшей и левшей полушария все же могут отдыхать по очереди.

Нужно ли исправлять двурукость?

Раньше мнение специалистов было однозначным: и левшей, и амбидекстров необходимо переучивать на использование только правой руки, «правильной». В ход шли наказания, привязывания одной конечности, попреки…

Но уже почти 40 лет специалисты уверены, что такие издевательства только вредят. Переучивание нередко приводит к состоянию декстастресса, причины неврозов, неврологических нарушений – заикания, энуреза и т. д. При наличии склонности к эпилепсии переучивание вызывало эпиприступы.

Кроме декстастресса переучивание опасно также развитием амбисинистрии. Если переводить этот термин дословно, получится «две левые руки», то есть человек не владеет нормально ни одной рукой.

На сегодняшний день никого не переучивают – ни правшей, ни левшей, ни амбидекстров. Для всех есть удобные инструменты – ручки, ножницы, даже двери в доме можно сделать с учетом ведущей руки. Но если малыш никак не определится с «главной стороной», его надо учить развивать обе руки, следить за речью и неврологией и корректировать появляющиеся проблемы (если они возникнут).

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe

Ирригатор: кому нужен и как выбрать?

Сомневаетесь в том, нужен ли вам ирригатор, или не знаете как подобрать качественный девайс? Статья MedAboutMe поможет разобраться.

Сыворотки: какую роль играют в уходе за кожей

Зачем нужны сыворотки для кожи лица? В чем отличие концентратов от кремов? Все о действии и роли сывороток в уходе за кожей — в статье MedAboutMe.

Витамины в овощах и фруктах для борьбы с депрессией и стрессом

Хотите быть в здоровом тонусе и хорошем настроении? Пейте витамины, укрепляющие психическое здоровье.

Противостояние стрессу

Стрессовые ситуации поджидают нас каждую минуту: подготовка к экзаменам, сдача годового плана, выяснение отношений, ремонт. И мы все время пытаемся сдерживаться.

Опубликовано 06.08.2020 15:49, обновлено 07.08.2020 20:18
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. // 5th еd.: DSM-5. American Psychiatric Association 2013
Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. / Леутин В.П., Николаева Е.И. // СПб., Речь 2005
Особенности психического развития и успешность школьного обучения учащихся-амбидекстров в начальных и средних классах / Е. А. Бойко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина 2009 №2
Особенности личности амбидекстров в возрасте 25-45 лет / Бойко Е.А. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина 2018 №2

Читайте также

Развитие ребенка в 6 месяцев: что пора уметь?
Что пора уметь малышу после полугода: основные навыки и умения.
Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР
Ученые: методика PRT помогает стимулировать и развивать речь лучше, чем все остальные.
Такой разный пубертат: мифы и правда про половое созревание
Что родителям нужно знать о половом созревании детей: новые тенденции, заблуждения и советы.
Интеллект у детей: 5 новых факторов развития
Умный ребенок: американские ученые определили, от чего зависит интеллектуальное развитие детей.
Школа в Турции: особенности и преимущества
Как влияет специфика школьного образования в Турции на выбор будущей профессии?
Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано
Особые проблемы самых маленьких в классе: СДВГ, УО, депрессии. Простые тесты готовности к школе.