30.09.2016 2843

Ребенок-левша в мире правшей: адаптировать или развивать?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Примерно 30 лет назад психологи и педагоги в нашей стране начали говорить о вреде переучивания детей-левшей. Однако до сих пор родителям приходится сталкиваться с попытками окружающих заставить малыша все делать правой рукой, или же сами родители пытаются адаптировать ребенка к «миру праворуких», считая, что правшой ему легче будет жить. Оправданы ли такие стремления, разбирается MedAboutMe.

«А у меня ведущая — ле-ва-я». Статистика и теории эволюции

«А у меня ведущая — ле-ва-я». Статистика и теории эволюции

Около 95% людей на нашей планете — правши. У них ведущим является левое полушарие, а правая рука (и нога) преобладают во время всех действий. Есть также амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, и амбисинистры, их противоположности, одинаково плохо выполняющие действия и правой, и левой рукой. Есть также специфические варианты: при смешанном преобладании человек может писать правой рукой, есть — левой, то есть для различных действий он выбирает разные руки. Последний вариант крайне редок, а вот амбидекстры и амбисинистры вместе составляют 1% от человечества. Остальные 4% людей — истинные левши.

Почему именно «истинные»? Множество людей являются не стопроцентными правшами или левшами. Простые тесты на определение ведущего глаза, руки, ноги, показывают, что у человека с ведущей правой рукой может быть определяющим левый глаз. И таких «смешанных» людей, как показывает практика, большинство — 48% из всего населения (а «истинных» правшей только 42%), то есть такие люди — потенциальные амбидекстры. Однако наша ежедневная жизнь требует максимального владения верхними конечностями, поэтому определение «правша-левша» в основном строится на том, какой рукой человек пользуется для выполнения каждодневных дел.

Существуют различные теории о возникновении преобладания ведущей конечности. Наиболее популярная версия — о взаимосвязи главенства правой руки и развития речи у человека. В процессе эволюции центр речи, расположенный в левом полушарии головного мозга, оказал влияние на более активное развитие правой руки (как известно, у правшей ведущее полушарие — левое, и наоборот). Наши предки неандертальцы были в подавляющем большинстве правшами, по крайней мере, ни одного скелета левши (а они различаются по местам крепления сухожилий, развитости мускулатуры и повреждениям на зубах из-за твердой пищи) не обнаружено.

Интересные данные предоставили исследователи из Франции. Они считают, что современные левши — потомки леворуких воинов, которые выживали в сражениях благодаря нестандартным ударам слева. Их теорию подтверждают факты: в странах с низким уровнем насилия количество левшей составляет около 3%, а в обществах, склонных к войнам и насилию, достигает 27%.

Почему дети рождаются леворукими?

Почему дети рождаются леворукими?

За рождение левшей отвечает ген LRRTM1, открытый в 2007 году ученым-генетиком Клайдом Фрэнксом. Если он есть у обоих родителей, вероятность появления малыша с ведущим правым полушарием — 46%. От одного родителя леворукость наследуется в среднем 17% случаев. Считается, что за передачу гена ответственны мужчины, но точные данные пока отсутствуют.

Иная статистика для многоплодных беременностей: если в семье правшей ждут двойню или тройню, то вероятность, что один из детей будет левшой, составляет 7-8%, и повышены шансы на рождение амбидекстров. Интересно, что, даже если оба родителя стопроцентные правши, в двух случаях из ста у них может появиться на свет леворукий малыш.

На самом деле дети появляются на свет без особых предпочтений. Младенец может использовать обе руки, и преимущественный выбор одной из них сразу после рождения скорее свидетельствует об одностороннем тонусе, чем о ведущем полушарии. Самый ранний возраст, когда может начаться проявляться предпочтение — 6 месяцев, но это крайне редкий случай.

Родители могут замечать тенденцию к леворукости в возрасте 3-4 лет. Как правило, к 5 годам полушария головного мозга полностью «определяются» с зоной ответственности, и в школу ребенок уже идет с ярко выраженными предпочтениями.

Переучивать ребенка или подстраивать окружение?

Комментарий эксперта

Екатерина Валова, психолог

Если ребенок в периоде неопределенности подвергается постоянным попыткам переучивания, это может довольно негативно сказываться на развитии его нервной системы. Причем говоря о попытках, мы уже не имеем в виду практику давних времен, когда «неправильную» левую руку привязывали к телу, частично пеленали ребенка, зашивали карманы с левой стороны или наказывали за ложку не в той руке. Достаточно просто настойчиво перекладывать карандаш в правую руку, даже это ограничение свободы выбора вредит ведущему полушарию развиваться.

Даже такой, кажущийся многим родителям естественным и ненасильственным, процесс переучивания может привести к негативным последствиям. Психологи называют несколько распространенных проблем, возникающих из-за попыток приучить левшу пользоваться левой рукой:

  • заикание;
  • энурез;
  • раздражительность, плаксивость;
  • нарушения сна;
  • головные боли;
  • развитие страхов, фобий;
  • снижение или нездоровое увеличение аппетита;
  • заторможенность, склонность быстро уставать;
  • укачивание в транспорте;
  • и другие признаки зарождающихся неврозов.

Невозможно изменить ведущее полушарие, истинный левша лишь станет неуме