Ребёнок после года активно развивается и познаёт окружающий мир. Он изучает эмоциональные реакции родителей, копирует поведение взрослых. В этот период родителям очень важно уделять ребёнку достаточное количество времени и проводить его с пользой для крохи. Нужно знакомить ребёнка с новыми занятиями и помогать ему обретать навыки, играть с ним в различные игры, достаточное количество времени проводить на детских площадках, разрешать коммуницировать с детьми и взрослыми. Ребёнок в 1 год и 3 месяца, развитие которого родители берут под свой контроль, намного быстрее приобретает необходимые для жизни навыки и комфортно чувствует себя в социуме.
Навыки и умения ребёнка в 1 год и 3 месяца
В 1 год и 3 месяца малыш уже ходит, сам сидит, активно двигается, может тянуться на возвышение за каким-то предметом. Также он с легкостью на четвереньках или за ручку взбирается на лестницы, перешагивает предметы, совмещает ходьбу с бегом или может идти и нести что-то в руках. Открывает ящики, дверцы шкафов, выбрасывает и складывает содержимое.
В этом возрасте ребёнок уже сам кушает, играет. В его словарном запасе есть короткие слова: «дай», «бери», «мама», «папа», «на», он реагирует на просьбы взрослых: принеси, подай, иди и другие.
В 1 год и 3 месяца кроха имитирует в игре поведение взрослых, копирует их действия, демонстрирует свои умения. Малыш начинает различать формы и цвета, может показывать части тела, животных и предметы на картинках. Свои просьбы малыш уже высказывает не плачем, а поначалу пытается объяснить жестами, мимикой, звуками или словами.
Важно помнить, что каждый ребёнок индивидуален в своем развитии, поэтому родителям не стоит паниковать, если малыш имеет более скудные навыки по сравнению с другими детьми. Нужно больше заниматься, делать различные упражнения и при необходимости проконсультироваться со специалистом.
Немецкие учёные доказали важность в жизни каждого человека юмора и смеха, их фундаментальность в общении, в связи с чем рекомендовали развивать юмор с раннего возраста ребёнка.
Упражнение на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для активации мыслительной и речевой деятельности малыша. В 1 год и 3 месяца ребёнку для развития мелкой моторики можно предложить следующую игру.
Нужно взять среднего размера сосуд (это может быть пластиковая миска), в него насыпать любую крупу (рис, горох, фасоль, пшено) и спрятать в неё предварительно замотанные в фольгу маленькие игрушки. Предлагайте ребёнку найти в крупе сюрприз и развернуть его. В дальнейшем можно предложить малышу разложить горошинки или фасоль в миски. Важно следить за детьми в процессе игр с мелкими предметами, чтобы они не глотали их, не засовывали в нос или уши.
Упражнение на развитие памяти
Нужно взять цветной картон, сделать на нем разрезы в форме створок окошка. В каждое положить предварительно вырезанные из картона пары разноцветных геометрических фигур.
Предлагайте ребёнку открывать окошки и запоминать, где какая фигура спрятана. В ходе игры можно проговаривать название фигур, какого они цвета. Можно также сортировать фигуры по виду или цвету.
Упражнение на развитие речи
Показывайте малышу карточки с изображением овощей, фруктов, чётко произносите название того, что изображено, и просите ребёнка повторить. Также показывайте изображение разных животных и птиц, чётко произносите звуки, которые они издают, и просите кроху их повторить.
Упражнение на развитие крупной моторики
По результатам исследований учёные Сиднея доказали важность проведения времени с детьми, в том числе и игр на свежем воздухе, для их полноценного развития и роста. А прогулки могут стать идеальным временем для занятий на развитие ребёнка. Очень важно развивать и крупную моторику, разрешая ребёнку лазить по лестницам, кидать мяч или пинать его ногами, кататься на толокаре или машинке, учить делать зарядку.
Можно разложить по комнате мягкие игрушки разной формы и предложить малышу переступать их или перепрыгивать. Это поможет ему научиться координировать свои действия и держать баланс.
В этом возрасте очень важны совместные занятия взрослых с малышом. Они эмоционально сближают и дают детям возможность изучить разные социальные роли и линии поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock