Пожалуй, каждым родителям, имеющим ребёнка-школьника, хоть один раз в жизни приходила в голову мысль о том, что их отпрыску нужен репетитор по тому или иному предмету. Но прежде, чем решиться на дополнительные занятия, нужно разобраться в причинах, побудивших на такой шаг, и только потом воплощать свое намерение в жизнь, выбрав педагога по всем правилам.
Как понять, нужен ли ребёнку репетитор?
Сегодня стало модным пользоваться дополнительными услугами педагогов. Зачастую ничегонеделание и свободное время школьника родители считают непозволительной роскошью и стремятся до отказа заполнить распорядок дня их чада. Но, если малыш после уроков посещает кружок танцев или тенниса, а после отправляется в музыкальную школу или бассейн, то дополнительная нагрузка в виде занятий по какому-либо предмету может обернуться нервным истощением как для ребёнка, так и его родителей. Поэтому стоит хорошенько подумать и взвесить все за и против. Если явных признаков и четких сигналов о существующих проблемах нет, то, возможно, что никакой репетитор ребёнку не нужен.
Предупреждающими знаками и показателями, что таковая помощь действительно необходима, будут:
- усердие, трудолюбие ребёнка на фоне стабильно низких оценок;
- повышенная длительность выполнения домашнего задания, даже самого простого;
- отчаяние малыша, его неверие в собственные силы;
- проблемы с запоминанием и анализом информации. Задаться целью найти хорошего репетитора следует в том случае, если ребёнок гиперактивен, неусидчив, имеет желание выполнить домашнее задание, но к конечному результату это не приводит;
- выражение недовольства предметом или учителем;
- ненависть к самому процессу обучения и отсутствие мотивации;
- повышенная тревожность и волнение перед проверкой знаний в виде контрольных и самостоятельных работ;
- опережение в развитии и обучении других детей, когда ребёнок оказывается более продвинутым и скучает в классе.
Стоит помнить, что решение найти репетитора должно быть хорошо обдуманным и принятым только после того, когда родители поймут, что своими силами помочь малышу не в состоянии. Да, многие взрослые вполне способны объяснить ребёнку теорему Пифагора и какое-либо правило русского языка, но зачастую малыш неадекватно реагирует на критику самых близких людей, что только еще сильнее усугубляет ситуацию.
Критерии выбора репетитора для занятий на дому
В первую очередь необходимо обсудить имеющиеся проблемы со школьным психологом и тем преподавателем, по предмету которого ребёнок не успевает в школе. Мысль нанять этого же педагога может стать не самой удачной, ведь проблемы с предметом могут быть следствием ошибок самого учителя. Детям очень важен контакт с педагогом, а если между ними нет взаимопонимания, то положительного результата от занятий с репетитором не будет. А вот его подсказка, к кому можно обратиться, будет как нельзя кстати, ведь зачастую педагоги общаются между собой и наслышаны о деятельности и дополнительной работе друг друга.
Наиболее простой и дешевый вариант — найти репетитора среди знакомых или родственников, чья профессиональная деятельность связана с педагогикой и данным предметом. Если задача — немного подтянуть оценки в школе, то можно обойтись и помощью студента или выпускника ВУЗа. Понятно, что никаких знаний о педагогике у молодого человека не будет, но если он сумеет найти подход к ребёнку, а самое главное — сможет внести свою лепту в дело повышения успеваемости в школе, то это будет просто прекрасно.
Чаще всего в деле поиска репетитора помогает «сарафанное радио». Его плюс в том, что оно еще до знакомства позволяет оценить возможности педагога, его личностные качества и стоимость услуг. Однако, целиком и полностью полагаться на мнение друзей и родственников не стоит. Всегда можно оплатить пару пробных занятий и посмотреть, как складываются отношения и повышается успеваемость в школе. Если вопрос стоит о скором поступлении в ВУЗ, то лучше сразу искать репетитора для занятий на дому, который подготавливает к вступительным экзаменам. Идеально, если преподаватель работает в данном конкретном ВУЗе — тогда шансы на поступление повысятся в разы.
Желаете найти репетитора? На что еще стоит обратить внимание?
Перед первой личной встречей рекомендуется подготовить вопросы к педагогу, ответы на которые помогут понять, насколько компетентен специалист и готов бороться за ученика. Занимающийся с ребёнком репетитор на дому может иметь самую высокую квалификацию и высококлассный диплом, но, если у него отсутствует интерес к ребёнку, желание повысить его успеваемость и подтянуть по данному предмету, то грош ему цена. Родителям стоит оценить и желание педагога делиться впечатлениями от проведенного занятия и будущими планами. Да и сам ребёнок, как лакмусовая бумажка, будет выступать отражением качества проведенной работы.
Если становится заметно, что малыш очень сильно устает, у него портится настроение после занятий или появляется раздражение и злость, стоит выяснить у педагога причину такого явления. Игнорировать подобные негативные впечатления нельзя, ведь это говорит о плохом результате работы. Хорошо, если работающий репетитор на дому ищет подход к ребёнку и мотивирует его на дальнейшее обучение, расширяет кругозор и повышает заинтересованность ученика. Если малыш удовлетворен занятиями, высказывает желание встречаться с преподавателем и дальше, а самое главное — делает успехи в школе и быстро наверстывает упущенное, то за такого педагога стоит держаться.
Конечно, услуги репетитора стоят недешево, и те родители, которые стеснены в средствах, могут рассмотреть вариант групповых занятий. Как правило, количество детей в группе не превышает 5 человек, что позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребёнку, в отличие от обычного учителя, у которого 25—30 подопечных, и, помимо преподавания материала, необходимо успевать и за дисциплиной следить. Для некоторых особо стеснительных и боящихся повышенного внимания детей эта форма обучения даже более предпочтительна. Если она также приносит свои плоды, то поводов для волнения быть не должно. Нередко в таких группах углубленно изучают иностранные языки, причем в игровой форме, способствующей лучшему запоминанию материала и повышающей мотивацию к обучению, желание посещать такие занятия.