Иногда родители испытывают трудности во время воспитания детей. Почему это происходит? Часто потому, что они не владеют знаниями о детской психологии. Может ли информация о развитии ребёнка, его личности и психике помочь им стать более понимающими, терпеливыми, совершать меньше ошибок во время взаимодействия с детьми? Может, если мать и отец будут знать основные законы детской психологии и пользоваться ими. Туда входит информация об особенностях поведения ребёнка на разных возрастных этапах, кризисы и восприятие мира, подвижность психики, изменчивость настроения, повышенная физическая активность, любопытство, потребность в безопасности, общении и принятии.
Родители не являются специалистами в сфере детской психологии, но, если они будут знать хорошо особенности детской психики, следуя которым растет ребёнок, то им удастся сделать общение в семье теплым, приятным, доверительным и общаться с ребёнком так, чтобы он чувствовал, что его понимают. Самое главное, что должны знать родители о детской психологии, в этой статье.
Почему родителям трудно общаться с ребёнком?
Они не удовлетворяют его базовые потребности в том возрасте, в котором он находится. Так бывает, когда взрослые не знают, что жизненно важно получать ребёнку, когда ему 1 год, 3, 7 или 15. Младенцам нужны безопасность, внимание и любовь, детям в трехлетнем возрасте — подтверждение собственной значимости и самостоятельности, ребёнку в 7 лет — поддержка родителей перед поступлением в первый класс, а подросткам — умение взрослых принимать их такими, какие они есть, понимать хобби, увлечения и интересы.
Иногда родители не могут наладить общение с ребёнком, потому что имеют к нему завышенные требования — хотят того, что тот физически или психически не способен сделать идеально. Это может привести к неврозу. На любом возрастном этапе важно требовать от детей то, к чему они готовы и до чего доросли.
Родители хотят, чтобы ребёнок слушался всегда. Такое желание взрослых часто приводит к конфликтам в семье. Иногда взрослым удается воспитать ребёнка таким, чтобы он никогда не шел наперекор старшим. Однако эти дети, когда вырастают, испытывает очень много тревоги, страдают «синдромом отличника», в довольно молодом возрасте чувствуют себя слишком серьезными и уставшими, потому что у них не было детства. Через непослушание ребёнок формирует умение говорить «нет», слышать свои желания и отстаивать мнение.
Кризисы у детей
Каждый человек в жизни проходит несколько возрастных кризисов. Первый из них приходится на момент когда малышу 9 месяцев — полтора года. Этот кризис проявляется в том, что ребёнок может испытывать сильное беспокойство — он выглядит и чувствует себя плохо, много кричит и плачет. Родители, при этом, не могут понять, что он хочет. Капризное поведение малыша — явный признак наступления кризиса. Мать и отец это время должны быть особенно внимательны к ребёнку: разговаривать с ним ласковым голосом, быть терпеливыми, внимательными и спокойными.
Когда ребёнок вступает в кризис 3 лет, он стремится отделиться от родителей. Делает он это через агрессивное поведение, протесты и бунт. Родители должны знать, что такое поведение является нормальным и не «бороться» с ребёнком. Важно уметь признавать его мнение, желания и стремление все делать самому. Если они не могут ребёнку позволить что-то сделать, он должен слышать их твердость, строгость и то, что решение взрослого не поддается обсуждению. Так дети привыкают не только к самостоятельности, но вместе с тем учатся справляться с отказом, что также является ценным для них опытом.
Ребёнок в подростковом возрасте уже более сознательно стремится стать самостоятельным. Если взрослые не признают его права и выбор, то отношения становятся конфликтными. В этот период подростков нужно поддерживать во всех начинаниях, не критиковать и не судить слишком строго. Дети в этом возрасте находятся в поиске себя и собственного пути. Задача родителей — с одной стороны, стать им друзьями, а с другой — уметь грамотно поддерживать, защищать и направлять.
Требования к детям должны быть едиными
В каком бы возрасте не находился ребёнок, родители должны выставлять к нему единые требования, которые касаются поведения, поступков, обязанностей. В обратном случае, дети не знают, кого им слушаться, стремятся порадовать и мать и отца, от чего могут испытывать тревогу, напряжение и дискомфорт.
Ребёнку всегда необходимо общение
В любом возрасте дети очень нуждаются в том, чтобы общаться со взрослыми. Через разговор и другое взаимодействие они изучают окружающий мир, свою личность и то, какими бывают отношения с людьми. Когда общения в семье мало, дети страдают от недостатка любви и внимания. Им грустно, они могут начать чувствовать себя нелюбимыми и ненужными. Голод по общению с близкими людьми может сопровождать человека всю жизнь — если родители уделяли в детстве мало внимания, не выслушивали, не отвечали на вопросы, давали понять, что у них есть дела поважнее. Это способствует формированию обиды на родителей, чувства собственной ненужности и низкой самооценки. С детьми нужно общаться как можно чаще, говорить с ними о том, что их интересует — в каждом возрасте это будут разные проблемы, увлечения, предпочтения и хобби.
Крик и физическое наказание
Такие методы общения и воспитания не могут считаться эффективными, потому что они ранят самооценку ребёнка и дают понять, что взрослые не справляются со своими эмоциями. Вполне возможно, что ребёнок также, когда вырастет, не сумеет контролировать свои гневные проявления и раздражение. Крики, шлепки и угрозы пугают детей, заставляют их считать себя плохими, думать, что мать или отец их разлюбили. Альтернативой несдержанному поведению взрослых может стать умение успокаиваться, прежде чем взаимодействовать с детьми, вести откровенный и открытый разговор о том, что не устраивает, злит, выводит из себя. Чем младше ребёнок, тем чаще его поведение можно изменить, если отвлечь чем-то интересным или необычным. С более взрослыми детьми работают такие методы, как беседа, выражение чувств, предложение альтернативы, умение успокоить ребёнка и способность понимать, что с ним происходит.
Понимание детской психологии помогает родителям видеть, что происходит с детьми, когда они злятся, нервничают, капризничают, ведут себя неподобающим образом. Кроме того, чтобы знать, что происходит с ребёнком, всегда и на любом этапе его нужно любить безусловно, принимать и поддерживать.