Если оглянуться назад, в относительно недавнее еще прошлое, становится совершенно непонятно, как человечество выжило и почему женщины вообще не перестали рожать. Чтобы стать матерью, надо было быть настоящей героиней, обладать железным здоровьем, сказочной живучестью и уникальной выносливостью. Причем не только во время самих родов, но и на протяжении всей беременности.
Это сегодня беременная женщина может позволить себе быть мнительной и капризной, беспокоиться по поводу легкого недомогания, или возмущаться из-за того, что под окном кто-то нахально курит, а ее от дыма тошнит. Кстати, табачный дым вреден не только для беременных. Не зря ведь отмечается 31 мая Всемирный день без табака, к которому MedAboutMe приглашает присоединиться всех поборников здорового образа жизни.
Но вернемся к темным временам в истории родовспоможения, чтобы рассказать о некоторых странных, неприятных, а порой и смешных обычаях, связанных с рождением ребёнка.
Беременность в старину: благословение судьбы или проклятие?
В минувшие века (а кое-где и сегодня) женщина рожала столько, сколько раз наступала беременность. Предохранение если и дозволялось общественной моралью и религией, то в минимальной степени. На Руси, например, матери старались как можно дольше кормить ребёнка грудью, потому что это был единственный более или менее действенный способ остановить приход месячных и избежать новой беременности. Другим надежным способом было полное прекращение половых отношений, но на это не были согласны мужья, если у них было все в порядке с потенцией и либидо.
Более того: во многих культурах мужчина вообще не обращал внимания на состояние жены. Беременна ли она, только что родила, здорова или больна — обязана удовлетворять мужские желания, и точка.
Так что некоторые обычаи, объявлявшие женщину «нечистой» с начала беременности и до истечения определенного периода после родов, были ей только на пользу, так как избавляли от нежелательных половых контактов и уменьшали в какой-то мере риск травм и инфицирования.
В некоторых африканских племенах и сегодня муж, узнавший о беременности жены, покидает селение и уходит в джунгли, где и живет отшельником весь срок. А с началом родовой деятельности родители меняются местами: жена уходит рожать подальше от деревни, а отец ребёнка возвращается в дом. И там начинает стонать, кричать и охать, словно это он рожает. Таким образом мужчина надеется обмануть злых духов, которые, без сомнения, только и ждут, чтобы воспользоваться беспомощностью роженицы и навредить ей самой и ребёнку. Отец же героически «вызывает огонь на себя», отвлекая внимание нечисти.
У славян беременность не считалась чем-то особенным, что заслуживает внимания и изменения обычного отношения. Ну «затяжелела», и все. Обычное дело, бабья доля. Ни жалости, ни помощи, ни облегчения обычной нагрузки женщине ждать не приходилось. Так же тяжело работала, так же ублажала мужа, так же терпела побои, если не повезло с замужеством. До самых родов, которые происходили иногда, как в расхожих байках, в поле у сжатого снопа.
Но на самом деле женщины, конечно, старались рожать в более подходящих условиях, чаще всего в бане.
Беременной не давали слишком много спать, чтобы ребёнок не родился ленивым. У цыган беременная и сегодня не имеет права слушать мужские разговоры и переходить мужчинам дорогу, а особенно — своему мужу.
Так было в семьях простолюдинов. Быть может, аристократки находились в более хороших условиях? И да, и нет.
Например, в королевских семьях главной ценностью была не королева, а ребёнок, которого она должна была родить. И во имя этого будущего наследника престола беременная королева могла подвергаться очень серьезным ограничениям. Считалось, например, что мать может и даже обязана обеспечить нужный пол ребёнка, выполняя специальные действия. Особенно непосредственно перед родами, ведь считалось, что пол плода можно изменить, пока он не покинул чрево матери.
Королеву на сносях помещали в темные покои с одним небольшим окошком для проветривания, поддерживали там высокую температуру. И в этом темном и душном помещении бедная женщина должна была рожать, причем часто — еще и в присутствии министров и других свидетелей, которые должны были потом подтвердить сам факт рождения наследника королевой, пол ребёнка и то, что новорожденный был рожден живым и не был подменен. Иногда малыша сразу уносили от матери, чтобы показать народу и начать празднование, а роженица оставалась еще долгое время на попечении повивальных бабок и, с некоторых пор, придворного врача.
На Востоке дело обстояло немного иначе, и порой даже лучше, чем в цивилизованной Европе. В Индии, например, с древних времен акушеры умели выполнять относительно сложные приемы родовспоможения. Правда, потом, с приходом европейских колонизаторов, эти умения и традиции исчезли на долгое время.
Даже в гареме женщина могла во время беременности быть в относительно комфортных условиях. По традиции, ее в этот период не водили в спальню владельца гарема, так как она считалась «нечистой». Беременную могли перевести в более изолированные покои, или оставить в прежних. Она продолжала гулять в саду, много отдыхала, а если повезло быть любимой женой или наложницей — то могла и покапризничать. Единственное, что угрожало обитательнице гарема «в тягости» — месть со стороны завистливых конкуренток.
Роды: остаться в живых
Отношение к родам всегда было очень разным. Почти везде этого процесса боялись все женщины — и не без оснований. Но у некоторых народов роды происходили естественно и легко, и женщины не придавали этому особенного значения. Европейские путешественники не раз с удивлением описывали, как легко рожают, например, африканки. Беременная в какой-то момент уходит в укромное место, приседает на корточки, принимает сама у себя ребёнка, перекусывает собственными зубами пуповину. Пока рождается послед, мать обтирает новорожденного травой или лоскутом своей одежды, прикладывает его к груди. И все это без криков и стонов, порой даже с улыбкой. Закапывает послед в землю и идет дальше по своим делам, привязав новорожденного к груди. Наверное, у здоровых молодых женщин бывает и так. Но в большинстве случаев роды все-таки являются трудным и небезопасным процессом даже сейчас, при развитой медицине.
А в старину рожать действительно было страшно. Очень уж неоднозначные применялись методы родовспоможения.
Древние греки, например, могли роженицу и разрядом электрического ската оглоушить, чтобы женщина не чувствовала боли.
Во многих культурах роженицу на первом этапе заставляли выполнять несложные бытовые дела: подмести в избе, тесто замесить на хлеб. Но к этим требованиям вопросов нет: женщина отвлекалась от беспокойства и боли, пока происходит раскрытие шейки матки. Переступание через высокий порог, что практиковалось у многих народов, тоже вполне обоснованно: попеременное поднимание ног способствует раскрытию матки и улучшает родовую деятельность.
Развязывание всех узлов, расплетание кос и открывание всех дверей логических объяснений не имеет, но все это хотя бы безобидно. Вероятно, даже имело некоторый психотерапевтический эффект, внушая роженице надежду, что как повивальная бабка нашептала, так и будет. Что ребёночку открыт путь в этот мир так же, как распахнуты двери и окна.
Но вот если роды затягивались, начиналось всякое.
Ребёнка из матери повивальная бабка могла буквально выдавливать. И хорошо, если руками, а то особенно старательные могли и ногами топтать живот, чтобы ребёнок вылез.
Иногда роженицу подвешивали на вожжах или полотенцах к потолочной балке и трясли за ноги.
К средствам, помогающим родоразрешению, у разных народов относили:
- Переступить через лошадиный хомут.
- Переступить через вывернутые наизнанку штаны мужа. Те же штаны иногда клали роженице под голову.
- Намазать роженице лицо чесноком (Северный Кавказ).
- Съесть: вареные зерна пшеницы из собственного подола, зайчатину, халву.
- Обойти вокруг обеденного стола — 3, 7 или 9 раз.
- Прижечь раскаленным железом (так поступают в Эфиопии)
- Облить внезапно роженицу холодной водой.
- Напугать — например, криками о пожаре и громким шумом.
- Выстрелить над головой роженицы из ружья (тоже для испуга).
- Сделать на живот компресс из теплого ржаного теста.
- Окуривать: ладаном, травами, жженым рогом.
- Дать в руки ключ (Индия), чтобы «открыть» ребёнку путь в этот мир.
- Напоить снадобьями, среди которых были самые простые, вроде воды с золой, и гораздо более сложные. Славяне поили рожениц отваром девясила и настойками спорыньи и чернобыльника. В Италии смешивали с корицей и медом вино или что покрепче, давали настойку сосновых семян, отвар валерианы, василька, руты. Жители Австрии готовили для уставшей роженицы глинтвейн и травяные чаи. В Дагестане давали пить воду из башмака мужа. Но самое экзотичное — выпить воды из подола человека, освободившего лягушку из змеиной пасти.
- Вызвать рвоту. Для этого бабка засовывала в горло бедняжке свои пальцы, или прядь волос самой роженицы. В худших случаях — конские волосы или свиную щетину.
- На Кавказе, в некоторых общинах даргинцев, считалось, что роды завершатся быстрее и успешнее, если живота роженицы коснуться двумя сросшимися пальцами ноги. К родам специально искали такого человека.
- В самых тяжелых случаях на Руси было принято идти в церковь, чтобы священник отслужил специальный молебен и отворил Царские врата. Это должно было помочь тогда, когда других средств уже не оставалось.
Отец ребёнка: посильная помощь
Интересный обычай существовал в некоторых российских губерниях. К родам делали из ношеной одежды отца и матери маленьких куколок — Кувадок. Роженица уходила рожать в специально подготовленную баню в сопровождении повитухи, а ее муж переодевался в женскую одежду и начинал имитировать роды в доме, чтобы отвлечь криками нечисть. Кувадки исполняли роль новорожденного.
Иногда мужчине предписывалось во время родов жены держать в руках половой орган, приговаривая: «Как входил легко, так легко и дитя выходит».
Вообще относительно участия мужчин в родах обычаи разных народов кардинально различаются. У индейцев Америки мужчина принимал в процессе непосредственное участие — поддерживал женщину сзади, делал массаж позвоночника и т. д. У славян тоже считалось, что отец должен помогать матери разрешиться от бремени. Иногда во время всего процесса муж держал жену на коленях или даже на руках.
У многих народов было иначе: мужчине не дозволялось приближаться и прикасаться к беременной и рожающей жене, чтобы не оскверниться. И той приходилось не только рожать в удалении от супруга, но потом еще от 40 до 90 дней «очищаться». Иногда — во временном изгнании за пределами селения, в лесной хижине или просто под навесом.
Не удивительно, что долгое время материнская и детская смертность были высоки. Про беременных говорили, что они «носят смерть на вороте». Удивительно другое: почему некоторые современные женщины, в распоряжении которых вся медицина, хорошо оборудованные родильные дома с штатом квалифицированных врачей и медработников, порой всеми силами избегают нормальных родов в медучреждении. И доверяют здоровье, свое и своего ребёнка, сомнительным во всех отношениях «гуру», отправляясь рожать в собственной ванне, в море, в лесу или просто дома, под присмотром шарлатанов или одного только мужа. Пожелаем всем будущим матерям здравомыслия и легкого разрешения от бремени.
С точки зрения современной медицины, не все старинные родовые обряды бессмысленны или вредны. Некоторые, хотя и выглядят унизительными для женщины, на самом деле были ей полезны. Это относится к изоляции роженицы, например, к выделению для нее отдельной посуды и вещей из-за нежелания «оскверниться» прикосновением к «нечистой». На самом деле эта практика помогала избежать инфекции именно женщине. Ведь родильная горячка, в прежние времена уносившая жизни каждой третьей роженицы, развивалась не из-за каких-то редких инфекций. Причиной гибели молодых матерей становился обычный стафилококк, синегнойная палочка, гемолитический стрептококк. Для женщины было лучше провести некоторое время в теплой и относительно чистой бане, да и ребёнок меньше подвергался риску.
Некоторые народные средства помощи в родах тоже в известной степени оправданы. Например, в настое спорыньи содержатся алкалоиды, вызывающие повышение тонуса матки и усиление ее сокращений. Синтетические аналоги этих веществ, более безопасные для организма, применяются в родильных отделениях и сегодня.
Но в целом мы, конечно, можем только радоваться, что современная медицина шагнула далеко вперед и может обеспечить женщинам комфортные, безболезненные и безопасные роды.