Обучение детей — важная часть жизни. Когда ребёнок идет в первый класс, условия, в которых он привык находиться, меняются. Он знакомится с большим количеством людей — детей и взрослых — и, на этом этапе, важно, чтобы ученик умел использовать свои коммуникативные навыки. Способность общаться будет отвечать за количество друзей и эффективность взаимодействия. Бывает так, что ребёнок жалуется на отсутствие дружеских отношений в школе. Кроме того, он может подвергаться обидам со стороны одноклассников. В каких случаях отсутствие друзей у ребёнка говорит о том, что он не умеет строить дружеские отношения? По каким признакам родители могут понять, что у него нарушены навыки взаимодействия?
Родителям полезно пообщаться с педагогом
Некоторым взрослым знакома ситуация, когда ребёнок приходит домой из школы и, каждый раз, жалуется на то, что у него совсем нет друзей, с ним не хотят общаться или обижают. Реакция родителей в данном случае определяет дальнейшее поведение ребёнка. Чем он младше, тем выше вероятность того, что школьник будет поступать так, как посоветует ему мать и отец. Если они станут осуждать одноклассников, учителя, который не может создать условия для дружеского общения детей, ребёнок, скорее всего, замкнется в себе. Тогда, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно, он будет сторониться других ребят, думать о них плохо. Такое поведение не станет способствовать развитию близости между детьми.
Взрослые также, могут отреагировать равнодушно, сказать ребёнку, чтобы он не обращал внимания на то, что с ним никто не дружит. Тогда ученик, также, не сделает ничего для того чтобы найти друзей, а будет держаться в классе особняком. Эта реакция отдалит его от одноклассников, и позже ему будет все сложнее примкнуть к какой-нибудь группе по интересам, из которых состоит детский коллектив.
Родителям нужно внимательно отнестись к детским жалобам. Если они являются продолжительными, ребёнок приходит домой, каждый раз, расстроенный и грустный, не хочет ходить в школу, потому что его там никто не любит — взрослые должны подключиться к этому процессу и помочь ученику наладить контакт со сверстниками. Прежде всего, следует понять — как он привык строить отношения и общаться с ребятами из класса, а также, поговорить по этому поводу с учителем. Педагог, классный руководитель является наставником и авторитетом в детской среде. Ему больше, чем родителям известно то, каким образом складываются у детей отношения. Он знает, кто является лидером, а кто стесняется демонстрировать себя. Учитель знает и понимает особенности детской коммуникации, и то, какими привычками в общении пользуется каждый ребёнок. Нужно рассказать педагогу о детской проблеме, о том, что ученик, возможно, испытывает сложности с установлением контакта, чувствах ребёнка, переживаниях. Если педагог объективно отнесется к просьбе родителей, он станет внимательно наблюдать за поведением ученика на уроках, на перемене, возможно, увидит проблему и объяснит, в чем она заключается.
Развитие навыков коммуникации у детей
Если ребёнок умеет общаться, у него не возникает серьезных проблем с нахождением друзей. Что включают в себя навыки взаимодействия?
- Умение не только говорить с другим человеком, но и слышать его. Если ребёнок постоянно перебивает собеседника, тот начнет сторониться общения, потому что оно ему станет неинтересным.
- Способность делиться. Жадность никогда не приветствовалось в детском коллективе. Если дети постоянно жадничают и хотят, чтобы игрушки и вещи принадлежали только им, у них могут возникнуть сложности с общением.
- Умение включаться в коллективные игры, раскрепощенность. Детство — это пора активности и веселья. Если ребёнок всегда стесняется, ему будет трудно включаться коллективные игры, тогда, дети, просто не заметят его и дружбы не получится.
- Желание и способность прийти на помощь. Чем старше ребята, тем больше они ценят подобные качества друг в друге. Трусость и предательство со стороны ребёнка сработают против него — он вызовет на себя гнев со стороны потенциальных друзей и лишится возможности подружиться.
Родителям важно задуматься — обладает ли ребёнок перечисленными качествами. Возможно, причина того, что, с ним никто не дружит, кроется в отсутствии одного из них. Если это так, то следует объяснить ребёнку — как правильно заводить друзей, как общаться, что ценят и, благодаря чему, люди тянутся друг к другу. Хорошо, если родители приведут пример из собственной жизни относительно того, как нужно искать друзей и строить с ними отношения.
Что не так с ребёнком?
Чем старше дети, тем больше пользы им принесет знание о том, что они сами в ответе за свои отношения со сверстниками. Это совсем не значит, что ребёнок виноват в том, что с ним никто не дружит, однако, ему следует задуматься над привычкам в характере, способами установления контакта, своими реакциями. Качества личности, которые отталкивают окружающих, это: грубость, агрессивность, стремление к нарушению правил, циничность, плаксивость, мстительность, злопамятность, жадность. Когда дети поймут, что именно они делают не так, и примут это, у них появится возможность изменить себя и завести дружеские отношения, в которых их будут ценить и к ним станут тянуться.
Рекомендации родителям
Как правильно сказать ребёнку о том, что, некоторые его особенности характера отталкивают сверстников? Хорошо, если родители сделают это ненавязчиво и спокойно, не обвиняя, не осуждая и не насмехаясь над ребёнком. Следует помнить, что он не родился с недостатками личности, а приобрел их во время взросления и воспитания в семье. Детям в первых классах начальной школы будет полезно послушать сказки, аудиозаписи, фильмы про дружбу, сложности общения, установление контакта. После этого нужно разобрать с ребёнком все, что он увидел и услышал, дать ему понять — как можно и как нельзя поступать, как нужно измениться самому, чтобы найти друзей. С ребёнком 10-12 лет можно провести доверительную беседу, не унижая его личность, подчеркивая достоинства, после чего, следует указать на его ошибки в поведении и спросить — что он готов сделать для того, чтобы измениться. Родители должны предлагать ребёнку свою помощь — так ему будет легче справиться с неуверенностью и осознанием своих ошибок.
Нарушения коммуникации у ребёнка
Иногда детям трудно найти друзей, потому что у них нарушены или не сформированы навыки установления контакта. Так часто бывает в семьях, в которых не поддерживается общение с близкими людьми, члены семьи ценят больше одиночество, нежели взаимодействие, родители ведут асоциальный образ жизни. В таком случае, у ребёнка может быть нарушена способность к социализации и ему требуется помощь психолога. Если он сторонится любого общения, испытывает ненависть к окружающим, постоянно завидует другим, за ним замечены попытки применить насилие к младшим или слабым, он замкнут, избегает любых социальных отношений — ему, также, нужна помощь специалиста. Поддержка родителей на этом пути — залог того, что ребёнок, постепенно, «раскроется», найдет друзей и сможет сохранить отношения с ними.