Детская психология — наука, которая позволяет заглянуть в мир ребёнка, понять мотивы его поступков, изучить чувства и эмоции, установить связь между восприятием мира и поведением. Дети, в отличие от взрослых людей, не обладают достаточной рефлексией и поэтому не могут прямо говорить о своих переживаниях, чувствах, решать проблемы.
С целью узнать лучше мир детского восприятия психологи и социальные работники проводили ряд экспериментов. Их результаты оказались полезными для родителей, а также специалистов помогающих профессий, педагогов, которые работают с детьми, составляют программы коррекции поведения и устранения нарушений эмоциональной сферы ребёнка. В чем суть психологических экспериментов с участием детей? Какую пользу могут почерпнуть родители, изучая результаты этих практических исследований? Ответы в данной статье.
Общая цель и дело
Турецкий психолог Музафер Шериф отобрал для эксперимента 2 группы детей — мальчиков 12 лет. Они походили друг на друга по внешним и внутренним характеристикам. Ребята, разделенные на 2 команды, не были знакомы друг с другом. Приятельские отношения быстро сложились в каждой команде отдельно. Спустя некоторое время 2 команды детей начали активно соперничать друг с другом, конкурировать. Взрослым пришлось вмешаться, чтобы не допустить серьезного конфликта. Второй этап эксперимента заключался в том, что обе группы детей поместили вместе и создали им условия, в которых они могли выполнять общее дело. Это сплотило участников, они стали дружить с теми, с кем раньше боролись.
Что взять на заметку родителям? Желая подружить детей между собой, следует увлечь их общим делом, поставить одну цель на двоих, дать выполнение одних и тех же задач.
Вкусная зефирка
В 60-е годы американский психолог Уолтер Мишель решил проверить навыки саморегуляции дошкольников и отследить, как их наличие в будущем отражается на взрослой жизни. Эксперимент заключался в том, что перед ребёнком ставили тарелку с зефиром и давали инструкцию не есть его до того момента, пока ведущий не войдет в комнату. В качестве заслуги ребёнку обещали сладости. Наблюдая за детьми, психологи увидели, как малыши боролись с сопротивлением съесть сладость — отворачивались, рассматривали зефир, крутили его, или все-таки не могли удержаться от желания полакомиться.
Что взять на заметку родителям? Навыки управления собой играют большую роль в детском развитии. Установлено, что дети, которые умеют контролировать себя, во взрослой жизни являются более успешными людьми.
«Каменная мама»
Психолог Эдвард Троник провел свой эксперимент 1978 году. Он пригласил мам и малышей поучаствовать в нем. В первой части мамам следовало общаться с детьми как обычно — эмоционально, тепло, с улыбкой. Во второй требовалось «стереть» эмоции с лица, стать безучастными, равнодушными. Дети вели себя весело и спокойно, когда общались с мамой, «включенной» в общение, а во второй ситуации капризничали, беспокоились и плакали, наблюдая за равнодушным, «каменным» лицом матери.
Что взять на заметку родителям? Между ребёнком и мамой существует тесная связь. На малыша влияет все, что происходит с матерью. Если она долгое время остается безучастной ко всему, что происходит с ним, это может привести к депрессии и неврозу у ребёнка.
Эксперимент с пирамидкой
Ученые ставили перед детьми пирамидку белого цвета и предупреждали их, что на вопрос «Какого цвета пирамидка?» они должны отвечать, что она черная. После этого в комнату приглашали еще одного ребёнка, который не был предупрежден заранее. Глядя на пирамидку белого цвета, он отвечал, что она черная, потому что так перед ним говорили другие дети.
Что взять на заметку родителям? Дети, как и взрослые люди, подвержены влиянию общества, большинства, и часто их мнение зависит от того, что говорят и думают окружающие. Зная эту особенность психики, следует приучать ребёнка прислушиваться к себе и верить собственным чувствам, глазам и ощущениям. Так он будет менее зависим от мнения и влияния других людей, его внушаемость будет снижена.
Кукла Бобо
Несколько групп детей в одно время наблюдали за действиями взрослых в игровых комнатах, где те демонстрировали либо спокойное поведение, либо агрессию — ее проявляли к кукле под именем Бобо. Дети, после того, как им тоже разрешали входить в игровые комнаты, повторяли действия взрослых, увиденные со стороны. Ученые установили, что ребёнок склонен повторять агрессивное поведение взрослого человека, если он видит его. Мальчики были более импульсивными, чем девочки. Дети, которым не показывали как взрослый бьет Бобо, не проявили к ней агрессии, даже если им запрещали с ней играть.
Что взять на заметку родителям? Следует внимательно относиться к своим эмоциональным и физическим реакциям, чтобы не приучать ребёнка вести себя агрессивно.
Глаза карие и голубые
Удивительный двухдневный эксперимент провела учительница Джейн Эллиотт в 1970 году. В первый день она поделила детей в классе на «кареглазых» и «голубоглазых» и объявила, что первая группа лучше, умнее и успешнее остальных. Также она усадила их на передние парты, хвалила, разрешала больше играть, пользоваться разными привилегиями. Вторую часть детей, тех, у кого были голубые глаза, усадила на задние парты, игнорировала, не хвалила их. В результате активными и уверенными в себе были те ребята, кто пользовался вниманием и получал поддержку. Дети во второй группе перестали справляться даже с простыми заданиями, проявляли неуверенность, страх, молчаливость. На следующий день педагог поменяла группы местами. Успешными теперь стали ребята из «голубоглазых». Изменения в их поведении появились почти мгновенно — они «подтянулись» в учебе, стали более находчивыми, смелыми и веселыми.
После завершения данного эксперимента учительница объяснила цель своих исследований, обсудила с ребятами то, что увидела и поняла сама. Это помогло детям начать относиться друг к другу толерантно, терпимо и уважительно.
Что взять на заметку родителям? Самооценка ребёнка зависит от отношения взрослых к нему, того, что мать, отец, педагог говорят о его характере, личности, жизни, какую оценку дают. Поэтому, чтобы сделать из ребёнка успешного ученика и психически здорового человека, следует уделять больше внимания похвале, поддержке, вниманию и безусловной любви. Тогда дети «расцветают», чувствуют себя уверенными спокойными, верят в свои силы.