Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ обычно сопровождается проблемами с вниманием, гиперактивностью и импульсивностью.
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) часто сопровождается трудностями в общении, социальном взаимодействии и сенсорной чувствительностью.
Но у этих двух, на первый взгляд таких разных состояний, есть много общего — и нередко это приводит к ошибкам в диагностике. Кроме того, как выяснилось, у человека с РАС может быть также и СДВГ, что ещё больше смазывает клиническую картину.
Рассказываем по пунктам про сходство и отличия СДВГ и РАС.
Что это за диагнозы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушения нейроразвития, которые влияют на мышление, обучение и поведение. Хотя СДВГ и аутизм — это отдельные диагнозы, у них есть некоторые общие черты, и некоторые люди живут с обоими состояниями.
СДВГ характеризуется нарушениями внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Аутизм часто влияет на коммуникацию, социальное взаимодействие и сенсорную обработку.
Различия между СДВГ и аутизмом
Вот основные характеристики СДВГ и аутизма.
СДВГ
- Человек знает о социальных нормах; но при этом может испытывать трудности в их соблюдении из-за импульсивности.
- Обычно поддерживает зрительный контакт.
- Обычно имеет нормальное речевое развитие; может слишком много говорить.
- С трудом удерживает внимание на нелюбимых задачах; в то же время может чрезмерно концентрироваться на предпочтительных видах деятельности.
- Приспосабливается к изменениям и часто жаждет новых впечатлений, но может быть неорганизованным.
- Может чрезмерно реагировать на сенсорные ощущения (например, текстуру тканей, звуки) или требовать постоянной стимуляции.
- Может казаться беспокойным или суетливым.
- Испытывает сильные эмоции и трудности с регуляцией эмоций.
РАС, расстройство аутистического спектра (аутизм)
- При РАС ребёнок и взрослый может испытывать трудности с пониманием социальных сигналов и норм.
- Часто избегает или не поддерживает зрительный контакт.
- Может иметь задержку развития речи; использовать повторяющуюся речь (эхолалию).
- Может проявлять сильную концентрацию внимания на определённых интересах или темах.
- Часто сопротивляется изменениям в распорядке дня; может расстраиваться из-за перемен.
- Часто имеет повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным сигналам.
- Могут наблюдаться повторяющиеся движения (аутостимуляция, стиминг) или необычные позы тела.
- Трудности с выражением или пониманием эмоций.
Сходства СДВГ и аутизма
СДВГ и аутизм — это нарушения нейроразвития, которые влияют на развитие мозга и повседневную жизнь. Симптомы обычно проявляются в раннем детстве проявляются в поведении, обучении, общении и эмоциональной регуляции на протяжении всей жизни.
Поскольку у СДВГ и РАС есть некоторые общие черты, их может быть сложно отличить друг от друга. Это приводит к запоздалой или ошибочной диагностике, отмечают эксперты из University of Bath.
Общие характеристики СДВГ и аутизма, по данным исследования учёных из Международного Университета Флориды, включают:
- Трудности с исполнительными функциями (например, планированием, организацией, управлением временем).
- Импульсивность.
- Проблемы с концентрацией внимания или сохранением сосредоточенности на задаче.
- Социальные трудности или проблемы.
- Сенсорная чувствительность (например, к звуку или текстуре).
- Сильные эмоциональные реакции на нежелательные виды деятельности, социальные ситуации или ощущения.
- Проблемы со сном.
Как диагностируют СДВГ и РАС
СДВГ
Для диагностики СДВГ у ребёнка специалист выявляют следующие характеристики:
- Постоянная модель невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности, которая мешает повседневной жизни.
- Симптомы, которые присутствуют не менее шести месяцев.
- Симптомы, которые проявляются как минимум в двух местах: в детском саду/школе, в окружении друзей (контактах вне учреждений) или дома.
- Доказательства того, что симптомы мешают социальной, школьной или трудовой деятельности.
Симптомы СДВГ для постановки диагноза должны присутствовать у ребёнка до 12 лет, даже если диагноз был поставлен позже.
Аутизм
Не существует единого теста для диагностики расстройств аутистического спектра (РАС). Процесс обычно включает несколько этапов и с участием нескольких специалистов, таких как детские психиатры, психологи, неврологи и логопеды.
Комплексная оценка аутизма может включать:
- Обследования развития во время профилактических осмотров.
- Инструменты и анкеты для скрининга аутизма.
- Углубленная оценка специалистами по вопросам развития и поведенческого здоровья.
- Наблюдения за социальным взаимодействием, коммуникацией и поведением в различных условиях.
- Интервью и отчёты родителей, учителей или опекунов.
Врачи используют определённые критерии для диагностики аутизма. Чтобы соответствовать этим критериям, у человека должны быть:
- Постоянные трудности в социальном общении и взаимодействии в различных ситуациях.
- Повторяющееся поведение или ограниченные интересы, такие как строгий распорядок дня или сверхконцентрация на определённых темах.
- Симптомы, которые проявились на ранних стадиях развития, даже если они стали более очевидными позже.
- Симптомы, которые мешают повседневной жизни, включая учёбу, работу или отношения.
РАС — это спектр расстройств, означающий, что люди испытывают широкий спектр симптомов и степени тяжести, требующих разного уровня поддержки.
Недавно учёные вывели новую классификацию аутизма, описав 4 точных типа РАС.
Почему бывает ошибочная диагностика
У многих детей, которым в конечном итоге ставят диагноз «аутизм», сначала диагностируют СДВГ. Это может отсрочить постановку диагноза на один-два года или даже дольше. Ошибочный диагноз или задержка в постановке диагноза происходят по нескольким причинам, в том числе:
- Перекрывающиеся симптомы, такие как трудности с вниманием и социальным взаимодействием.
- Сочетание обоих состояний, маскирующее различные симптомы.
- Разный уровень знаний и опыта специалистов в диагностике этих состояний.
- Симптомы РАС, которые игнорируются или ошибочно принимаются за СДВГ.
- Отсутствие чёткой коммуникации между медицинским учреждением, школами и семьями.
Ошибочная или запоздалая диагностика у женщин
Диагностические критерии СДВГ и РАС были разработаны для детей и взрослых мужского пола. У девочек с СДВГ или аутизмом симптомы часто отличаются от симптомов у мальчиков.
Так, по данным исследования учёных из Университета Бристоля, девочки и женщины чаще «маскируют» или скрывают свои проблемы, что может привести к ошибочной или поздней постановке диагноза.
К отличиям и признакам РАС у девочек и женщин относятся следующие модели поведения:
- Поддерживает зрительный контакт и использует социальные фразы, но испытывает трудности в установлении глубоких связей.
- Копирование поведения других, чтобы соответствовать ситуации.
- Повышенная концентрация на конкретных интересах, которые могут показаться более социально приемлемыми (например, книги, животные, знаменитости).
- Сильное внутреннее беспокойство или эмоциональный стресс, не заметный для окружающих.
- Застенчивость, молчаливость или хорошее поведение в организованной обстановке, например, в школе.
- Трудности с дружескими отношениями, несмотря на кажущуюся социальную активность.
СДВГ у девочек тоже имеет свои отличия — подробнее читайте в статье «СДВГ у девочек: почему его не замечают?».
Можно ли иметь одновременно СДВГ и аутизм?
Да, исследования утверждают, что сочетание СДВГ и аутизма — реальность. Более того, по первичным неофициальным оценкам, от 50% до 70% людей с РАС также имеют диагноз СДВГ (такое сочетание даже получило отдельное название — АуДВГ).
Люди с СДВГ и РАС могут испытывать больше трудностей, чем те, у кого есть только один из этих диагнозов. Например, потому что:
- СДВГ часто сопровождается импульсивностью и потребностью в новизне.
- Аутизм связан с предпочтением рутины.
Жизнь с обоими состояниями может напоминать перетягивание каната между противоположными потребностями.
Например, люди с обоими заболеваниями могут жаждать стимуляции, но при этом чувствовать себя безопаснее в условиях предсказуемости. В результате они могут не полностью соответствовать типичным проявлениям любого из этих нарушений и чувствовать себя непонятыми или поздно получать правильный диагноз.
Подходы к лечению
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это не просто «исправление» поведения, а помощь в обретении уверенности, способностей и поддержки.
Подходы к лечению могут включать различные комбинации в дополнение к лекарственной поддержке:
- Терапия, ориентированная на поведение, помогает выработать эмоциональную регуляцию, улучшить коммуникацию и создать привычки, поддерживающие повседневную жизнь. Цель — не изменить ребёнка, а помочь жить в мире с меньшим стрессом и большей уверенностью.
- Нутритивная поддержка. Пищевая избирательность часто встречается при обоих состояниях. Работа с диетологом может помочь обеспечить сбалансированное питание и сформировать здоровые пищевые привычки.
Нутритивная поддержка важна ещё и потому, что при СДВГ и РАС у детей часто проявляются дефициты витаминов и минералов — включая те, что влияют на поведение ребёнка. Коррекция питания может помочь уменьшить проявления симптомов, и это научно доказанный факт.
Например, недавно доктор Ричарда Фрая, специалист по детскому аутизму из Медицинского центра Россиньол, выявил, что у 3/4 детей с РАС наблюдается опасно низкий уровень фолиевой кислоты (витамина B9).
А учёные из All India Institute of Medical Sciences в исследовании подтвердили, что терапия фолиевой кислотой способна облегчать симптомы аутизма у детей.
Подробнее читайте в статьях «Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа» и «Витамины и БАДы для детей с аутизмом: что советуют и может ли это помочь?».






