Ребёнок попадает в совершенно незнакомую для себя среду с множеством людей, заданий и правил. Ему потребуется немало времени, чтобы переварить впечатления и привыкнуть к школьной жизни. От родителей в этот период требуется особое внимание к развитию ребёнка, его здоровью и настроению.
Почему появляется стресс
- Новые правила. Школьный уклад совсем не похож на привычный семейный. Приходится осваивать новые правила, менять стиль общения и поведения.
- Умственное напряжение. Процесс обучения требует от первоклассника активизации всех мыслительных процессов. Нужно много усилий, чтобы быть внимательным во время урока и запоминать новый материал.
- Статическая нагрузка. Ребёнку приходится довольно много времени проводить, сидя за партой, хотя потребность в активности остается прежней.
- Новый коллектив. Первоклассник окружен незнакомыми людьми разных возрастов и с разным характером, с которыми ему нужно построить отношения и занять свое место в группе.
Как может проявляться стресс
- В период адаптации родители должны обращать пристальное внимание на состояние здоровья и настроение первоклассника.
- Часто у него появляются такие симптомы, как плаксивость, вялость, подавленное настроение, головные боли или расстройства желудка, нарушается сон.
- Ребёнок может стать чересчур агрессивным, непослушным, грубить взрослым.
- Иногда стресс проявляется даже в том, что ребёнок становится очень прилежным. Вечером сам собирает портфель и одежду, утром встает по будильнику, очень боится опоздать на занятия. Это может означать, что ребёнок очень переживает из-за учебы и тоже нуждается в поддержке.
Что нельзя говорить и делать родителям в период адаптации:
- ругать ребёнка за ошибки или если у него что-то плохо получается;
- сравнивать его успехи с успехами других детей или с собственными в школьные годы;
- пугать плохими оценками, которые он будет получать, если не исправится;
- настаивать на общении с одноклассниками, ругать за необщительность;
- плакать, провожая ребёнка в школу;
- оспаривать авторитет учителей;
- рассказывать ребёнку о своем волнении и опасениях относительно его учебы.
Как можно поддержать ребёнка
- Разговаривайте с ребёнком по душам, внимательно выслушивайте все его истории и проблемы школьной жизни.
- Почаще улыбайтесь сами и смешите ребёнка, подбадривайте его, провожая в школу.
- Поощряйте внеурочное общение с одноклассниками.
- Хвалите ребёнка даже за самые маленькие успехи.
- Время после занятий должно быть посвящено двигательной активности, играм и прогулкам на свежем воздухе.
- Организуйте режим дня так, чтобы ребёнок достаточно высыпался.
- Внимательно следите за детским питанием, чтобы малыш потреблял достаточное количество полезных и необходимых продуктов.
- Активно участвуйте в школьной жизни, знакомьтесь с учителями и другими родителями.
Как понять, что ребёнок удачно адаптировался к школе
- С удовольствием ходит в школу без страха и слез.
- Справляется со школьной программой, не испытывает трудностей. Если трудности есть, уделяйте больше внимания занятиям с ребёнком, поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя глупым.
- Хорошо складываются отношения в коллективе, есть друзья и любимые учителя.
- Нравится самостоятельно выполнять домашнее задание.