Идеальная система образования — это утопия. И идеальная школа тоже что-то из фантастических романов. В каждой стране и в каждой школе найдутся недовольные дети (и родители), которых не устроит система в целом, подбор педагогов, расписание или меню на завтрак. Но всегда интересно и полезно узнать, какие же есть варианты преподавания в других государствах, и чем они отличаются от привычной нам российской школы.
Италия: 13 лет за партой в разных школах
Тем, кто страдает от 11 лет российского образования, полезно узнать: в Италии за партой ученикам приходится просидеть аж 13 лет. Причем в первый класс надо идти дважды: по окончании 5 лет начального образования ученики переходят в совершенно новую школу и да, опять идут в первый класс. Здание, одноклассники и учителя — все новое. Шансов учиться вместе с бывшим соседом по парте мало даже в небольших городках. Считается, что это помогает детям учиться адаптироваться и не бояться перемен.
По окончании средней школы, в 14 лет надо выбрать будущую профессию, так как следующий этап образования — профильный лицей.
Еще в Италии нет школьной формы и выпускных балов. Зато преподавание ведется на двух языках: английском и… нет, не просто итальянском. В зависимости от региона это может быть каталонский, валенсийский, галисийский или бакский язык. А чтобы английский не изучался только в теории, в школах на нем ведут дополнительные предметы, например, труд и окружающий мир.
Франция: за контрольную 13,56 балла!
Пятибалльная система отметок, как в России, французами признана неэффективной. Здесь оценивают работу по 20 баллам, и тут уж не «схалявить». А еще такая схема помогает избегать предвзятого отношения учителей: каждый балл означает определенный недочет. «Двадцатки» крайне редки, для такой отметки надо не просто хорошо знать предмет, а проявить талант. Есть учителя, которые за всю долгую карьеру ставили «20» всего пару раз.
Кроме 20 стандартных баллов отметки выставляются и с точностью до сотых: так, в конце семестра в табеле можно видеть, к примеру, 13,56 баллов за алгебру. Но и это еще не все особенности отметок: в табеле указаны и текущие результаты, и отметки за предыдущие семестры. Можно наблюдать динамику: на сколько баллов ребёнок стал лучше разбираться в предмете или скатился в знаниях. А еще есть средний балл по успеваемости класса, чтобы уж точно понимать, насколько хорош ученик в этом предмете.
Япония: Первое сентября под цветение сакуры
Апрель — лучший месяц для начала нового этапа жизни, обновляется природа, и новые дети идут в школу. Так считают японцы. За партой в начальной школе надо провести 6 лет, еще 3 года — на второй ступени, в средних классах. Старшая школа, еще 3 года обучения, не относятся к обязательным. Но 94 из 100 японцев продолжают учиться в школе, так как образование для них крайне важно.
Дети-школьники, согласно всеобщему мнению, относятся к одному из самых занятых и трудолюбивых слоев населения Японии. Огромное количество уроков, домашних заданий и дополнительных занятий не оставляет свободного времени даже по воскресеньям. А каникулы для японских школьников — это отличное время, чтобы еще немного поучиться. Зато свою школьную форму японские ученики считают самой романтичной, так же, как и школу в целом.
Серьезно к образованию относятся и в Индии, но больше взрослые, чем дети. Во время аттестационных экзаменов школам приходится выставлять охрану, так как родители карабкаются по стенам к окнам, чтобы подсказывать детям. Аттестат — дорога к хорошей карьере, и детям помогают всеми возможными способами!
Китай: будем учиться, пока не умрем
Китайские школьники — такие же фанаты учебы, как и японские. «Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем», с таким девизом живут ученики старших школ. И это не фигуральное выражение: одна из проблем Китая сегодня — суициды тех, кто не смог поступить в университет. В перенаселенной стране хорошее образование — практически единственная возможность получить достойную работу.
Для таких нагрузок требуется отличное здоровье, и утро во всех школах начинают с зарядки, причем не единственной. После двух уроков у всех учеников — упражнения для глазных мышц, после обеда — длительная разминка. А в младших классах на партах размещают специальные ограничители, не позволяющие детям сутулиться и наклоняться к тетрадям.
Абсолютное большинство школьников встает в 5 утра, чтобы успеть позаниматься до школы. С 8 и до 16 часов — школьные уроки, потом до 9 вечера — репетиторы и дополнительные занятия. На летние каникулы выделяется всего месяц, и так же, как и японцы, китайские школьники предпочитают проводить их над учебниками. А если дома жарко, то дети с книгами располагаются в кондиционированных торговых центрах, и персонал с пониманием относится к будущим профессионалам, которых совсем не интересуют покупки.
Великобритания: джентльменом можешь ты не быть, но правила знать обязан
В Великобритании огромное количество школ-пансионов, даже государственных. Детей не только учат, но и воспитывают вдали от семьи. В одно из лучших в мире образований входят также обязательные занятия риторикой, ораторским искусством, умением работать с текстами и разбираться в музыке и живописи разных эпох, вплоть до современности.
Идеальное воспитание, присущее английской аристократии, получить можно только в элитной школе. Но и в самой обычной «дворо
Серьезно к образованию относятся и в Индии, но больше взрослые, чем дети. Во время аттестационных экзаменов школам приходится выставлять охрану, так как родители карабкаются по стенам к окнам, чтобы подсказывать детям. Аттестат — дорога к хорошей карьере, и детям помогают всеми возможными способами!
В скором времени «самую гуманную школьную систему мира» ждут новые перемены. Через 2 года в Финляндии не останется уроков как таковых, вместо этого — комбинированные занятия на усмотрение учителя. Например, можно объединить литературу и историю, или историю с экономикой. А завтра наоборот. Продолжительность занятия — около 3-х часов с маленькими переменами, чтобы дети досконально вовлекались в предмет. Ну и, конечно, никакого сидения за партой, ответов у доски и отметок в дневник.
А у соседа Финляндии по территории и по принципам образования Норвегии — совершенно безумные выпускные вечера. Вернее, целый выпускной месяц. В течение целого месяца школьники устраивают невероятные ситуации, выполняют разнообразные «задания», например, выйти голыми в парк, заночевать на кладбище или — высший пилотаж! — прокрасться в дом к учителю, провести там ночь, приготовить завтрак и уйти незамеченным.
Взрослые смотрят на такие развлечения снисходительно, даже администрация городов ограничивается только пожеланиями «не использовать мосты и дороги в ночное время для прогулок обнаженными, эта неожиданность может испугать водителей».
Австралия: звонок не для детей, а для учителя
Учебный год в Австралии начинается в январе, а заканчивается — правильно, в декабре. А зимние каникулы у детей в июле. Для лучшей адаптации к взрослой жизни классный руководитель у детей каждый год новый, и классы ежегодно перемешивают. Так и лидеры, и аутсайдеры получают новые возможности для установления социальных связей.
Физкультура может быть в виде пляжного волейбола или самого популярного варианта — серфинга, а в комплект школьной формы обязательно входит шляпа для защиты от солнца. А еще длительность уроков определяет учитель: так что в буквальном смысле «звонок тут звенит не для вас!»
США: чему учиться, решают сами школьники
В старшей школе работает система credits, «кредиты». Она — не про финансы, а про набор необходимого количества баллов по различным категориям. В принципе, этим фактором и ограничивается выбор предметов: надо набрать за три года, к примеру, не менее 10 баллов в точных науках. Это может быть самая простая (для старшеклассника) базовая математика, 2 курса за 3 года. А может быть высшая математика в течение трех лет, которая принесет 30 «кредитов». И так со всеми науками: гуманитарным блоком, естественным, языковым и т. д. Ученики сами решают, в каком объёме и что изучать. Привычная нам программа отсутствует полностью.
На деле такая система срабатывает не всегда. Индивидуальные расписания приводят к путанице и сложностям с удовлетворением запросов каждого ученика, поэтому выбранный предмет могут заменить на смежный, например, обычную журналистику на телевизионную ее версию.
Чтобы хоть как-то уравновесить расписание всех учеников (а их количество в средней школе может достигать и тысячи), школьники выбирают три самых важных для них предмета. Остальные могут поменять.
За здоровьем нации в школах США тоже стараются следить: в автоматах начали продавать специально разработанный для детей «менее вредный фаст-фуд», а в расписаниях многих школ физкультура включена ежедневно. При этом приучают к привычке носить с собой спортивную форму очень просто: если забыл, дадут чью-то поношенную, оставшуюся в раздевалке. Второй раз забывать не захочется.
Школы разные нужны, школы разные важны. Сравнивая особенности зарубежных систем образования, можно выбрать, к чему хотелось бы стремиться, а что надо срочно начинать любить и ценить в стенах наших обычных российских образовательных учреждений.