Когда малыш 2-3 лет привязан к матери, в этом нет ничего необычного. В этом возрасте он уже может огорчаться, когда мама уходит на работу, немного скучать по ней, быстро отвлекаться и радоваться, когда она приходит. При надежной привязанности эта «прилипчивость» проходит уже после 3 лет. Но в некоторых случаях период, когда ребёнок провожает мать на работу со слезами и слишком болезненно реагирует на расставание с ней, затягивается до 5-7 лет. Это тревожит мам, потому что ребёнку необходимо идти в школу, и круглые сутки находиться рядом с ним невозможно.
Виды привязанности ребёнка к матери
Привязанность малыша к матери бывает благополучной и неблагополучной. При благополучном типе привязанности ребёнок отпускает маму на работу, радуется ее приходу, а в ее отсутствие без проблем остается с другими родственниками — папой, бабушкой или дедушкой. Дети более старшего возраста со здоровой привязанностью готовы общаться с мамой, обсуждать прошедший день, спрашивать совета, делать вместе уроки, посещать культурные мероприятия. Но так же охотно они делают это и с другими людьми.
Специалисты по детской психологии выделяют несколько типов нездоровой привязанности:
- болезненная привязанность, при которой ребёнок постоянно цепляется за мать или старается раздражать ее или других взрослых. Такой тип привязанности может сформироваться в результате гиперопеки или отвержения;
- неровная привязанность, при которой у ребёнка постоянно меняется настроение — от грубого к ласковому, и наоборот. Формируется в результате неровного отношения к матери, так и не сумевшей выстроить линию поведения с малышом и постоянно чередующей грубость и ласку;
- избегание привязанности. Формируется в результате болезненного разрыва отношений не только с мамой, но и с любым другим значимым взрослым. Дети с избегающим типом привязанности уже с раннего возраста никому не доверяют;
- вытеснение привязанности негативными ощущениями. Формируется у детей, пострадавших от жестокого обращения и вынесших из него установку о том, что никому нельзя доверять, а другие должны бояться. Обычно такой тип привязанности встречается у ребёнка из неблагополучной семьи или детского дома.
Ребёнок может быть привязан не только к маме, но и к любому другому значимому взрослому — отцу, бабушке или няне. Но именно мама — самый главный взрослый для каждого малыша. И чаще всего именно за ней ходит ребёнок и боится потерять.
Почему дети 5-7 лет сохраняют сильную привязанность к матерям?
Быть «маминым хвостиком» в 2-3 года — нормально для малыша. Мамы человеческих детенышей, конечно же, не носят их в сумке, как кенгуру. Но ребёнок — «хвостик» 5-7 лет все так же продолжает цепляться за маму. Это начинает вызывать беспокойство самой мамы и обвинения в ее адрес других взрослых.
Если детская «прилипчивость» не прошла к старшему дошкольному возрасту, значит, дело в травматичном опыте. Вполне возможно, что мать и ребёнок когда-то были вынуждены разлучиться внезапно и резко, и это вызвало у малыша серьезную травму. Болезненная «прилипчивость» может возникнуть, когда ребёнок потерялся в общественном месте, или когда мама была вынуждена отправиться в больницу, а другие взрослые не позаботились о подготовке малыша к этому событию.
Другой причиной для формирования чрезмерной привязанности может стать не отдельный травматичный эпизод, а общая тревожность ребёнка. Она может развиться на генетическом уровне, передавшись от мамы или других тревожных взрослых. Болезненные расставания матери и ребёнка могут быть также следствием гиперопеки или чрезмерной маминой тревожности.
Для общения с тревожным ребёнком взрослым необходимо спокойствие и чувство такта. Не следует ругать его за излишнюю «прилипчивость». Как правило, он «перерастает» ее уже к моменту начала школьной жизни. А к подростковому возрасту ребёнок уже точно перестанет бегать за мамой. И сами тревожные мамы должны понимать, что они не могут постоянно находиться рядом с ребёнком, и у них должно быть личное время и личное пространство.
Как сформировать более здоровую привязанность матери и ребёнка?
Если мать и ребёнок слишком привязаны друг к другу, а объективные обстоятельства не всегда позволяют им быть вместе, то «резких движений» делать не следует. «Прилипчивые» и тревожные малыши будут ощущать дискомфорт, если мамы внезапно отдают их в детский сад. В отсутствии мамы они боятся, что она не вернется, и рисуют в своем воображении страшные картины.
Подобное поведение достаточно «большого», на первый взгляд, ребёнка, может вызывать у мамы недовольство и беспокойство. Если малыш никак не хочет ее отпускать, но другого выхода не остается, то она может начать ругать его от бессилия что-либо изменить. В итоге слишком резкий отрыв в виде похода в детский сад или разлуки на длительный срок приводит к тяжелым психологическим травмам, последствия которых будут ощущаться и во взрослом возрасте.
Маме тревожного ребёнка не следует ругать или упрекать его за излишнюю «прилипчивость». Если разлуки не избежать, то ей необходимо сохранять спокойствие и акцентировать внимание не на страхах и опасениях, а на скорой встрече и позитивных моментах, которые она принесет. Разумеется, тревожным мамам бывает сложно излучать позитив и передавать его ребёнку, когда они сами испытывают страх перед разлукой с ним.
«Прилипчивым» малышам необходимо давать возможность проявить самостоятельность, но при этом не следует делать резких движений. Ведь они «цепляются» к мамам не из эгоизма или чувства собственности, а потому что так устроена их нервная система. При правильном подходе привязанность приобретает здоровый характер.
«Прилипчивый» ребёнок может отлично адаптироваться в коллективе. В школе желание «цепляться» к маме исчезает само собой — появляются новые люди, новые друзья и новые обязанности, и мама уже перестает быть «центром вселенной». Приходит время — и ребёнок становится старше, самостоятельнее и увереннее в себе.