О «великой силе искусства» знают все. Ну, или почти все. Искусство принято любить, или хотя бы стараться делать вид, что любишь. Но есть категория людей, у которых тесное соприкосновение с искусством может вызывать настолько сильную реакцию, что это граничит с умопомешательством и в ряде случаев требует лечения в психиатрическом стационаре. Речь идет о так называемом «синдроме Стендаля». Что это такое, почему может проявляться и у кого — читайте в статье MedAboutMe.
Причем тут Стендаль?
Мари-Анри Бейль более известен нам под псевдонимом Стендаль, под которым выходили в свет наиболее известные его произведения — например, роман «Красное и черное». Но в свое время писатель был намного более известен не как романист, а как автор, много и интересно писавший об Италии и ее достопримечательностях. В одной из своих книг Стендаль описывал свои ощущения от посещения флорентийского собора Святого Креста. Они оказались настолько сильными, что автор испытал сильное волнение, сердцебиение, упадок сил — почти до потери сознания.
Итальянский психиатр Г. Магерини выяснила, что Флоренция и ее музеи оказывает похожее по силе воздействие и на других людей. Она собрала информацию более чем о сотне подобных случаев, проанализировала имевшуюся информацию, и предложила в 1979 год название комплекса симптомов — «синдром Стендаля».
Надо сказать, что это не является официальным психиатрическим диагнозом, и рассматривается многими специалистами как своего рода феномен, соединяющий в себе как психологические, так и неврологические реакции человека на определенные раздражители.
У синдрома Стендаля есть и другие названия: флорентийский синдром, перегрузка культурой и гиперкультуремия, эстетический экстаз и т. д.
Существуют также родственные состояния, вызванные другими факторами. Например, описан так называемый «иерусалимский синдром», проявляющийся преимущественно у паломников и туристов, посещающих этот древний город, центр трех мировых религий. Иерусалимский синдром может вызывать религиозный бред, галлюцинации, отождествление себя со святыми, убежденность в собственной избранности и пророческом даре, стремление проповедовать в людных местах, и даже попытки завернуться в гостиничное постельное белье, как в древние тоги и хламиды, и петь псалмы с горящими очами.
Турецкие врачи описывали в своей статье случай проявления похожей симптоматики у женщины, посетившей Мекку.
Известен также «парижский синдром», который чаще всего появляется у туристов из азиатских стран, в частности — у японцев. Ученые связывают это с проявлением несовпадения ожиданий гостей Парижа и реальности города — со всеми его проблемами и несовершенствами.
Кстати, по статистике, наиболее часто приступы синдрома Стендаля вызывает созерцание статуи Давида Микельанджело и полотна Сандро Ботичелли «Рождение Венеры».
Как проявляется флорентийский синдром?
Симптомы довольно разнообразны, но некоторые встречаются почти во всех случаях. Чаще всего пациенты описывают свое состояние следующим образом: наступает ощущение отчужденности не только от окружающего мира, но и от себя самого (деперсонализация). Человек может ощутить свою сопричастность, сродство к автору или к героям произведения. Может появляться сердцебиение, подниматься или падать давление, возникать слабость, тошнота, головокружение. Возможно возбуждение и даже агрессия, или напротив — заторможенность и ступор. Кстати, служителей музеев обучают распознавать необычное возбуждение у посетителей, так как одной из форм реализации этого возбуждения может стать агрессия к окружающим или стремление повредить или уничтожить произведения искусства, вызвавшие столь сильные реакции.
Отмечается проявление эйфорического восторга или паники, искажение звуко- и цветовосприятия. В наиболее тяжелых случаях — потеря сознания, галлюцинации, и даже приступы эпилепсии.
Существует версия, что Ф. М. Достоевский страдал синдромом Стендаля, проявившегося у русского классика эпилептическим припадком при созерцании картины Гольбейна «Мертвый Христос в гробу».
Есть отдельные сведения о том, что в некоторых случаях эпилептический припадок, вызванный синдромом Стендаля, может включать в себя нечто, очень похожее на оргазм (оргазмическая эпилепсия).
Зафиксирован также сердечный приступ, предположительно вызванный эстетическим восторгом живописного полотна.
Кто в группе риска?
Анализ данных, имеющихся в распоряжении ученых, показал: наибольшее число случаев проявления синдрома Стендаля связано с центрами сосредоточения европейского искусства эпохи Возрождения, в частности — с Флоренцией. Среди «жертв» синдрома больше женщин, чем мужчин, в возрасте 25-40 лет, с развитым (иногда чрезмерно) воображением, с религиозным и восторженным складом ума и характера. Нередко — с уже имеющимися психическими проблемами, но не обязательно. Устойчивы к синдрому местные жители — просто в силу привычки к окружающему их великолепию и красоте, а также туристы из азиатских стран и Северной Америки — в силу принадлежности к иному «культурному коду».
Одним из факторов риска может стать чрезмерная идеализация города, музея или произведения искусства, завышенные ожидания и долгое ожидание посещения «заветного места».
Наличие в анамнезе пограничных расстройств психики, душевных болезней, определенных психотравм — еще один фактор риска. Но синдромом может «накрыть» и здоровых до этого людей.
Почему развивается синдром Стендаля?
Итальянские ученые, изучавшие это явление, сообщают в своей статье, вышедшей в 2014 году, что причины возникновения синдрома могут быть связаны с чрезмерной активацией специфических структур мозга, участвующих в формировании эмоционального переживания при созерцании предметов искусства или других эмоционально наполненных явлений.
Испанский исследователь М. Ариас, изучавший случаи экстатической и музыкогенной эпилепсии с помощью структурной и функциональной нейровизуализации и других нейрофизиологических технологий, указывает на возможную ведущую роль передней части островковой коры, активация которой происходит также при самонаблюдении, социальном познании, играет роль в формировании воспоминаний и эмоциональных реакций.
Лечение флорентийского синдрома
В большинстве случаев синдром проходит сам по себе, если увести человека подальше от впечатлившего его места или произведения искусства. На это может потребоваться как несколько часов, так и несколько дней.
В отдельных случаях требуется неотложная психиатрическая помощь в условиях стационара. Больному может быть назначен прием нейролептиков, транквилизаторов, ноотропов и витаминов. При наличии сбоев в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, вегетативной нервной системы врачи подбирают препараты для устранения имеющихся симптомов. После того, как острое состояние будет купировано, проводят сеансы психотерапии.
Как правило, синдром Стендаля хорошо поддается терапии и проходит, не оставив следа. А профилактики не существует: известно немало случаев, когда необычное эмоциональное состояние отмечали у себя люди, не склонные ни к эстетическому, ни к религиозному экстазу. Такое часто происходит, например, возле религиозных святынь в Иерусалиме — даже с атеистами и скептиками. И в галерее Уфицци, в Лувре, в Эрмитаже — с людьми, не подозревавшими в себе подобной чувствительности к искусству. Но если от эмоционального всплеска не происходит серьезных сбоев в работе организма, то ничего плохого в нем нет.
Использованы фотоматериалы Unsplash