Дети — будущее человечества. От того, как мы воспитываем наших детей, зависит будущее не только самих людей, но и всей планеты, со всем, что на ней есть. Вырастим бездумных, безответственных эгоистов — и на этом может закончиться вообще все. Сумеем воспитать в детях ответственность, стремление созидать и любить — и перспективы становятся гораздо привлекательнее.
Справляются ли родители с этой задачей самостоятельно? Увы, далеко не все и не всегда. Нет времени, нет таланта или терпения, нет, в конце концов, четкой цели, к которой стоит идти годами. Да и социализация необходима, чтобы ребёнок смог научиться взаимодействовать с обществом и найти в нем свое место.
Поэтому часть своих полномочий и обязанностей родители делегируют другим.Тем, кто может и хочет по зову сердца выполнять роль воспитателя подрастающих «цветов жизни». Если среди ваших друзей и близких есть такие замечательные люди — не забудьте поздравить их 27 сентября с профессиональным праздником, Днем воспитателя. А мы вместе с MedAboutMe предлагаем вспомнить о создателях одной из самых популярных и многочисленных детских организаций, целью которой было именно воспитание достойных членов общества.
Как писатель превратил неуправляемых подростков в отряд «лесных индейцев»
Эрнест Сетон-Томпсон, книгами которого зачитывались миллионы детей и подростков, пламенно любил природу и животных. Он вообще был хорошим человеком, судя по фактам его биографии. Быть может, его видение мира было чрезмерно романтичным, но сколько любви к миру в его книгах! Его истории о зверях и птицах заронили интерес к животным и природе во многие юные головы.
У Сетон-Томпсона была мечта, которую он однажды смог воплотить: собственная большая усадьба, где было бы удобно и спокойно. Ему самому — писать свои книги, а его питомцам и прочей живности — жить вольготно и в безопасности.
Писатель купил несколько пустующих ферм, загородил свои владения надежной изгородью и надеялся, что его покой никто не нарушит. Но окрестные мальчишки считали иначе. Они объявили чужаку самую настоящую войну. Как так, пришел неизвестно откуда, огородил земли, на которых ребятишки привыкли играть и охотиться, лишив их «законных» территорий.
Хулиганствующие подростки не только постоянно ломали изгородь, проникали на территорию усадьбы, но даже стреляли по ни в чем не повинным собакам и кошкам писателя. Какое-то время Сетон-Томпсон терпеливо и молча устранял последствия нападений, но однажды его чаша терпения переполнилась. Он решил, что так дальше продолжаться не может и пора предпринимать решительные действия.
Другой бы, наверное, отправился к шерифу с требованием наказать распоясавшихся подростков. Но хороший человек Сетон-Томпсон отправился не к шерифу, а в местную школу. И не затем, чтобы нажаловаться директору на учеников, а чтобы пригласить их к себе в гости в ближайшее воскресенье.
Мальчишки любопытны, и в гости к писателю пришло больше 40 человек. Целый день они развлекались на территории усадьбы, вечером им был предложен вкусный и обильный ужин, а на десерт — увлекательные рассказы у костра, об индейцах и их умении понимать природу и жить с ней в согласии.
Подростки были очарованы и хотели продолжить. Стать индейцами, следопытами и знатоками леса. Научиться распутывать следы, бесшумно ходить по лесным тропам, узнавать зверей и птиц по голосам, строить укрытия из веток и листьев и делать всякие другие ужасно интересные вещи.
Так и получилось: ребята организовали отряд «Лесных индейцев» под руководством «вождя», избранного из компании мальчишек, и «шамана», которым стал сам писатель. Это было шагом мудрого воспитателя: он не возглавил структуру, позволив детям самим управлять и принимать решения, а занял место старшего советника и наставника.
Цель была достигнута: подростки были при деле и перестали шалить и хулиганить. Вместо этого они учились жить в мире с природой, слышать ее, видеть и понимать. А заодно — учиться дисциплине, социальному взаимодействию и другим важным вещам.
Это произошло на переломе веков, в 1900 году. Попытка отвлечь детей от мелкого хулиганства постепенно превратилась в систему воспитания в увлекательной игровой форме, в природных условиях. В систему, которая развивала детей физически, интеллектуально и социально, и которую сам Сетон-Томпсон назвал «пионерингом» — в честь книги Фенимора Купера «Пионеры». Книга рассказывала об американских первопроходцах и тоже хорошо знакома многим читателям.
Со временем идея распространилась, и через несколько лет в стране действовала общеамериканская «Лига лесных умельцев».
Как полковник превращал детей в разведчиков
Пока Сетон-Томпсон в Америке увлеченно занимался развитием пионеринга и учил мальчишек лесным премудростям, в Африке шла англо-бурская война, жестокая и кровопролитная. В осажденной крепости Мейфкинг томился в ожидании подмоги боевой полковник Баден-Пауэлл, успевший побыть разведчиком в Индии и Афганистане, прежде чем оказаться в осаде в Африке.
У полковника уже был опыт воспитания молодых солдат, к тому времени он написал и издал книгу-пособие «В помощь разведчику». В Мейфкинге молодых солдат не было, но были местные подростки. Полковник решил взяться за их воспитание и сделать из них армейский резерв. Хорошо подготовленный полуфабрикат «пушечного мяса».
Мальчишек не нужно долго уговаривать на рискованное и опасное предприятие — это же какое приключение! Да еще возможность почувствовать себя полезным, необходимым, по-настоящему важным членом общества.
Сначала ребята выполняли простые поручения, а затем полковник стал привлекать юных сорви-голов к операциям, опасным не по-детски. Подростки узнавали и доставляли сведения о вражеских перемещениях, служили связистами и сигнальщиками, выполняли обязанности санитаров. Отваге и изобретательности юных бойцов могли бы позавидовать взрослые, если бы не знали, к чему обычно приводит безрассудная смелость и презрение опасности.
Но в то время к детям относились иначе. Использовать подростков для выполнения сложных и опасных заданий считалось вполне нормальным. Правда, и наградили воспитанников Баден-Пауэлла по окончании осады самыми настоящими взрослыми наградами.
Тем бы дело и кончилось вместе с осадой, снятой в 1900 году. Но когда через несколько лет Баден-Пауэлл вернулся в Англию, оказалось, что его книжка для начинающих разведчиков пользуется у молодежи огромной популярностью. Романтически и патриотически настроенные юноши зачитываются ею и мечтают стать смелыми, ловкими, лихими разведчиками, приносящими пользу отечеству.
А тут еще Сетон-Томпсон, наслушавшись о деятельности полковника, прислал ему свои записки о работе с «лесными индейцами». Вскоре после этого два наставника молодежи познакомились в Англии, куда Сетон-Томпсон приехал осенью 1906-го.
В результате полковник решил написать еще одну книгу про то, как стать разведчиком, но уже специально для читателей подросткового возраста. А в 1907 году перешел к практике и устроил на острове Браунси детский лагерь, где юные разведчики-скауты осваивали всякие навыки, необходимые в разведке. Скаут должен был уметь ориентироваться на местности, разводить костер, перевязывать раны, а также почему-то вязать множество сложных узлов.
Я, наверное, недостаточно романтичен, чтобы проникнуться духом скаутинга. Хотя в подростковом возрасте, как и многие, успел побыть в скаутском отряде. Почему-то мы назывались «американскими ассирийцами» (какие ассирийцы в Америке?), были «бурундуками», «бобрами» и прочей живностью, и это считалось почетно. Зачем-то надо было в совершенстве овладеть азбукой Морзе и обязательно уметь вязать из веревки множество сложных узлов, которые в реальной жизни мало кому потом пригодились. Я так и не смог отнестись ко всем этим организованным играм в разведчиков серьезно.
А моей дочери нравится. И узлы вязать, и быть «бобром». Глядя на нее, увлеченно распутывающую очередной узел, я хочу сказать большое спасибо тем взрослым, кто отдает свое время волонтерству в скаутских организациях. Благодаря им дети на время забывают про смартфоны и компьютеры, не думают про наркотики и учатся взаимодействовать друг с другом позитивно и дружелюбно.
Баден-Пауэлл, как настоящий полковник, организовал своих воспитанников по-армейски: отряды, командиры, флаги, долг перед родиной и готовность отдать за нее жизнь. Первое испытание системы на острове Браунси прошло успешно, и через год полковник начал издавать частями новую книжку — «Разведка для мальчиков». Еще до того, как все части были изданы, в стране начали, как грибы после дождя, появляться отряды бой-скаутов, а вскоре девочки тоже захотели присоединиться. И под руководством сестры Баден-Пауэлла появилась и организация герл-скаутов, или гайдов. А затем скаутское движение стало быстро набирать популярность во всем мире.
Баден-Пауэлл привнес в идею Сетон-Томпсона дух «патриотизма и военщины». По сути, в скаутских лагерях мальчишек готовили к службе в армии, прививали им дисциплину, учили навыкам, которые могли пригодиться в военно-полевых условиях, воспитывали готовность подчиняться и при необходимости пожертвовать жизнью во имя высшей цели.
«Будьте готовы отдать жизнь за свою страну, если понадобится» — писал Баден-Пауэлл в 1908 году в журнале для бойскаутов. «Будьте готовы», Be Prepared! — это девиз организации. Который в английском варианте сокращается до B.P. — инициалов основателя движения, совсем не тщеславного полковника Баден-Пауэлла.
Это было вполне в духе времени, но не по нраву писателю-натуралисту. Он не хотел растить солдат и воспитывать «пушечное мясо» для грядущих войн. Потому со временем Сетон-Томпсон отошел от идеи скаутинга.
Современные скауты и их воспитатели
В России скаутинг так и не прижился, хотя первые скаутские отряды появились у нас в том же году, что и в Англии. Баден-Пауэлл даже посещал в 1910-м Россию по приглашению Николая II и делился своим опытом с Олегом Пантюховым, основателем первого российского скаутского отряда в Царском Селе.
После революции скауты были распущены, а вместо них появились пионеры — почти «то же яйцо, но в профиль». Те же отряды и командиры, лозунги и девизы, клятвы и система приоритетов, в которой Бог сменился партией, практичный шейный платок был заменен на священный галстук, и только воспитание в патриотическом духе осталось прежним. Правда, уже без практической жилки, свойственной скаутингу. Пионерская организация быстро стала формальной системой, и ежегодная игра «Зарница» только подтверждала этот формализм.
А потом развалился Союз, и пионеров тоже не стало. Нет, отдельные отряды скаутов в России действуют и по сей день, и даже работают летние скаутские лагеря. Но на международный скаутский слет-джамбори, проводящийся каждые 4 года в разных странах, от России ездят всего несколько представителей.
А по всему миру скаутских организациях состоит более 40 млн человек, среди которых и подростки, и взрослые волонтеры, выполняющие роль воспитателей и наставников.
С наставниками-взрослыми не все бывает благополучно, к сожалению. Недавно вспыхнул и продолжает разгораться скандал, связанный с заявлениями нескольких бывших скаутов о том, что воспитатели в лагерях совершали в отношении своих подопечных некоторые предосудительные действия. Которые вполне могут быть квалифицированы как проявления педофилии и попыток растления.
Чем больше появляется фактов, тем больше пострадавших находится. А тут еще всплыла информация, что в самой организации еще с 1920 года существует некий список лиц, замеченных в подобных грешных делишках.
Не все ладно в идеалистическом скаутском «королевстве».
Тем не менее, детские организации, подобные скаутской и «Лиге лесных умельцев», обществу нужны. Хоть на патриотической, хоть на религиозной основе. Должно быть что-то, что будет побуждать детей «расти над собой», стараться стать сильнее, здоровее, развивать смекалку и память, внимание и ответственность, уверенность в себе и готовность принимать решения. И подчиняться правилам тоже, кстати. Дисциплина, с приставкой «само-» или без нее — важнейшее качество, необходимое для успеха в жизни.
Спасибо Сетон-Томпсону за идею пионеринга. Он все-таки был хорошим человеком, любившим не только зверей и птиц, но и людей.
Скаутинг отличается от многих других систем воспитания личностно ориентированным подходом. Скаутом может стать каждый, со своими способностями, опытом, уровнем развития и со своими особенностями. Каждый может развиваться и расти, действуя в непринужденной обстановке, в совершенно благоприятной среде, пользуясь поддержкой и ненавязчивой помощью взрослых.
Было бы правильным использовать опыт скаутских организаций и пионерского движения советского времени для организации детских объединений в современной России.