Современные родители с детьми ведут насыщенный образ жизни, и дорога куда-то может быть неотъемлемой составляющей распорядка дня. Пока ребёнок едет на занятия в кружки или просто направляется в далекий детский садик, родителям приходится решать вопрос, как занять его в дороге. Конечно, всегда можно выдать малышу планшет или поболтать о новостях дня. Но можно имеющееся в распоряжении время использовать с пользой для речевого развития ребёнка. В этом помогут словесные игры.
Дети играют без игрушек
Словесные игры хороши тем, что для них не требуются никакие приспособления или специальная подготовка. Родители могут начать играть с ребёнком на ходу, в машине или в общественном транспорте, нужно только выбрать игру, которая подходит ребёнку по возрасту и вызывает у него искренний интерес. Если такие игры станут частью ежедневного досуга, речевое развитие ребёнка скоро резко скакнет вперед.
Начать можно с простого. Например, любому ребёнку под силу будет игра в пять предметов. Родители просят назвать ребёнка пять предметов, соответствующих заданию: пять цветочков, пять животных, пять сказочных героев. Звучит довольно примитивно, но для маленького ребёнка это большой труд — вспомнить и структурировать информацию по заданию. Возможно, у него не всегда будет получаться сразу. Тогда стоить снизить планку — пусть малыш назовет хотя бы три названия. Для него это будет маленькая победа и стимул работать дальше и вспоминать еще.
Игра не должна оставлять негативного впечатления, особенно если речь идет о совсем еще малыше. Когда ребёнок снова и снова не справляется, он теряет интерес и замыкается в себе. Страдает его самооценка, и ни о каком развитии ребёнка речь не идет. Потому родители должны фиксировать его внимание на достижениях, а не на неудачах. Пусть он назовет три цветка, а не пять — зато уверенно.
Важной частью игры является полноправное участие и родителей тоже. Если они будут только давать задания, а ребёнок должен будет всегда исполнять их, ему может показаться несправедливым такое положение дел, и тогда станет неинтересно играть. Родители даже могут заставить его слушать задания, но заставить мозг работать невозможно, если нет интереса к игре. Потому после каждого выполненного здания нужно меняться ролями — в следующий раз тему задает ребёнок, а родители отвечают.
Развитие ребёнка в игре
Другая игра, знакомая всем с детства, уже непосредственно направлена на речевое развитие ребёнка — это работа с первым и последним звуком в слове. Выбирается любое слово, и следующий игрок должен назвать другое, начинающееся с последней буквы названого слова: КоровА- АлфавиТ-ТравА и т. д. Многие родители могут удивиться — как будет играть в такую игру ребёнок, который еще ни одной буквы не знает? Но проблемы здесь нет: звуки слышать умеют все дети, а написание символов для этой игры не нужно. Играть в окончания слов можно практически бесконечно, и ответы родителей в ней больше всего влияют на речевое развитие ребёнка. Наверняка многие слова, названные взрослыми, будут малышу в новинку — так появится повод запомнить их и узнать значение.
Ребёнок расширяет лексический запас
Следующим этапом должно стать развитие связной речи. Это проблема большинства маленьких детей, у которых пока еще невелик лексический запас, а опыт общения не предполагает длинных связных предложений. Естественное освоение грамматики русского языка может идти разными путями, ведь чаще всего общается ребёнок с такими же детьми, как он сам. А родители иногда стараются упрощать языковые конструкции, чтобы малыш лучше и быстрее понимал их мысль. Но игру в слова можно использовать, чтобы подстегнуть речевое развитие ребёнка в увлекательной форме.
Игра представляет собой сочинение маленькой истории прямо на ходу. Начинается она с одного слова, и каждый игрок по очереди прибавляет следующее слово к предложению так, чтобы получилось осмысленное связное высказывание. Например, родители называют слово «большой». Ребёнок должен подумать, что может быть большим. Большой дом! Дальше родители продолжают предложение — большой дом был построен. Где или когда был построен большой дом? А может быть, из чего? Выбрать свой вариант предстоит ребёнку. Так постепенно слово за словом выстраивается история, а ребёнок эмпирическим путем изучает согласование слов и построение предложений. Заодно тренируется память, а это уже практически подготовка к школе.
Родители готовят ребёнка к школе
В процессе подготовки к школьному обучению словесные игры могут сыграть важную развивающую роль, так что родителям стоит уделять им время, даже если нет необходимости развлекать ребёнка в дороге. Очень распространенная и многими детьми любимая игра «угадай, кто» развивает память и одновременно учит ребёнка серьезно анализировать информацию. Правила этой игры очень просты: ведущий загадывает некий объект (предмет, животное, растение, что угодно), а остальные участники задают вопросы об этом объекте, чтобы по ответам угадать, о чем идет речь. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить односложно. Это животное? Да. Оно домашнее? Нет. Оно живет в лесу? Да. Оно меняет мех на зиму? Да.
Эта игра может оказаться довольно сложной для ребёнка. Во-первых, приходится держать в памяти большой объём информации и соотносить ее друг с другом. Во-вторых, на основании полученных данных ребёнок учится классифицировать полученные данные и подробнее знакомится с категориями: домашнее, дикое, сделано людьми, деревянное, необходимо в учебе и т. д. Для взрослых людей такие вещи очевидны, но дошкольник о многих из них пока даже не слышал и не умеет достаточно оперативно анализировать информацию. А ведь именно этот навык ему уже совсем скоро понадобится в школе.
Еще одна игра, которую рекомендуют даже психологи и педагоги для речевого развития ребёнка при подготовке к школе, — цепочка слов. Это развитие памяти в чистом виде: первый участник называет любое слово, второй повторяет его и добавляет еще одно, следующему уже нужно будет произнести три слова. Так будет продолжаться, пока у всех участников хватит памяти. Это не самая увлекательная игра, но дети соглашаются играть в нее из-за чувства азарта — очень хочется увидеть, как родители сдадутся первыми. Именно поэтому на первых порах стоит чуть-чуть поддаваться ребёнку. Даже если потом он будет часто проигрывать, чувство гордости от победы останется в его памяти навсегда.