Наши органы слуха — уши — собирают звуки и окружающей среды и преобразуют их в сообщения, понятные мозгу. Но иногда эти сообщения оказываются перепутаны, а других случаях звуки не достигают нужного отдела мозга. Если это происходит, это называется расстройством спектра слуховой нейропатии, или аудиторной нейропатией у детей. Чаще всего это расстройство врождённое и не всегда оно выявляется вовремя. Что надо знать родителям о слуховой нейропатии у ребёнка?
Что вызывает слуховую нейропатию у детей?
Расстройство спектра слуховой нейропатии возникает при повреждении слухового нерва между улиткой внутреннего уха (которая воспринимает звуки и превращает их в сообщения) и мозгом.
Дети, родившиеся раньше срока или имеющие члена семьи с подобным нарушением слуха с большей вероятностью страдают этим заболеванием. Кроме того, по данным исследования учёных ГУ ФГУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи Росмедтехнологий», в группу риска входят также дети:
- С выраженной желтухой новорожденных;
- Низким уровнем кислорода до или после рождения;
- Получавшие некоторые ототоксичные лекарства, которые могут вызвать повреждение внутреннего уха или слухового нерва.
- Имеющие генетические или неврологические заболевания, такие как болезнь Шарко-Мари-Тута, или мышечная атрофия перонеального типа.
- Перенесли травму головы.
Каковы признаки и симптомы слуховой невропатии?
Симптомы могут появиться в любом возрасте, но большинство детей с рождаются с ним. Потеря слуха при этом нарушении может быть от лёгкой до тяжёлой степени. А некоторые дети с этой патологией совершенно нормально слышат звуки, но им трудно четко распознавать речь.
Признаки слуховой нейропатии по данным учёных Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова:
- ребёнок с трудом отличает один звук от другого;
- не до конца понимает речь;
- слышит звуки, которые то усиливаются, то исчезают (слуховые флюктуации;
- кажется, что слуховое восприятие меняется — в один день ребёнок слышит хорошо, а в другой — плохо.
Даже если ребёнок «на отлично» проходит проверку слуха в периоде новорожденности, со временем могут возникнуть проблемы со слухом. Поговорите с врачом, если ваш малыш не достигает этих показателей в первый год жизни:
- У новорожденных должно присутствовать вздрагивание или рефлекс испуга с разведением ручек в стороны, а затем сведением их обратно от внезапных громких звуков.
- К 3 месяцам малыш должен узнавать и реагировать на голос родителя.
- К 6 месяцам поворачивать глаза или голову в сторону нового звука и повторять слоги (например, «ла» и «аа»).
- К 12 месяцам ребёнок в норме как минимум реагирует на свое имя, имитирует слова, использует слоги и произносит несколько слов, например «мама» или «пока-пока».
Когда ребёнок становится старше, признаки проблем со слухом могут быть такими:
- ограниченная, неясная речь или отсутствие речи.
- кажется, что он не обращает внимания и не следует указаниям.
- отсутствие реакции на речь при беседе или отвечать ненадлежащим образом.
- легко возбуждается или расстраивается, если вокруг много фонового шума.
- просит делать музыку, телевизор погромче.
- есть проблемы с обучением в детском саду, замечания о несоответствии возрастной норме у невролога.
Поговорите с врачом, если у вас есть опасения по поводу слуха ребёнка.
Хорошей новостью является то, что дети со слуховой нейропатией могут вырабатывать эффективные языковые и коммуникативные навыки с помощью медицинских устройств, терапии и методов визуальной коммуникации.
Как диагностируется слуховая нейропатия?
Диагноз ставит врач-сурдолог, а специалист-аудиолог специализируется на тестировании и аппаратном обследовании. Это может быть один доктор с широкой специализацией или разные. Обследования, которые могут помочь диагностировать слуховую нейропатию, включают:
- Отоакустическая эмиссия (ОАЭ). Этот тест позволяет оценить, насколько хорошо работает улитка. Его проводят, когда ребёнок лежит неподвижно или спит (предпочтительно для малышей). Крошечные наушники помещаются в ушной канал. Через них подают щелкающие звуки, и электроды (крошечные наклейки с прикрепленными проводами) улавливают реакцию внутреннего уха.
- Слуховая реакция ствола мозга: этот тест измеряет, насколько хорошо слуховой нерв передает звук из внутреннего уха в ствол мозга. Этот тест может показать, получает ли мозг информацию в чётком виде. Крошечные наушники помещаются в ушной канал. Через них также подают щёлкающие звуки, а электроды измеряют реакцию слухового нерва и мозга. Слуховая нейропатия вероятна, когда ОАЭ в норме, а во время теста СРСМ реакция незначительна или отсутствует.
- Тест на мышечный рефлекс среднего уха: внутри уха находится крошечная мышца, которая напрягается, когда мы слышим громкий шум. Это называется рефлексом мышц среднего уха. Для этого теста в ушной канал вводят наконечник зонда из мягкой резины. Через кончики в уши посылается серия громких звуков. Аппарат фиксирует, насколько хорошо рефлекс мышц среднего уха реагирует на звуки. У ребенка со слуховой нейропатией громкие звуки не вызывают рефлекс, или чтобы его вызвать, звуки должны быть громче.
Программы скрининга слуха новорожденных могут использовать простые версии первых двух тестов для проверки слуха ребёнка. Но для диагностики слуховой нейропатии нужны полные версии обследований.
Детям также может потребоваться дополнительное обследование, в том числе:
- МРТ: для выявления проблем с внутренним ухом и наличия слуховых нервов в обоих ушах.
- генетическое тестирование: чтобы увидеть, является ли нейропатия частью генетического заболевания.
- неврологическое тестирование: для поиска других проблем с нервами.
- проверка зрения. Проблемы со слухом и зрением часто сочетаются, поэтому детям с нарушениями слуха нейрогенной природы важно обратиться к окулисту.
Как лечат слуховую нейропатию у детей?
Лечение зависит от возраста ребёнка, того, какая часть слухового нерва не работает и насколько велика потеря слуха. Российские учёные указывают, что для формирования слухового гнозиса у детей с данным и схожими нарушениями эффективно применение нейропсихологических методик, но ограничиваться только занятиями не стоит.
Большинству детей рекомендуют использовать вспомогательное слуховое устройство. Лучше всего он работает в сочетании с постоянной логопедической терапией, помогая улучшить навыки речи и слуха. К вспомогательным слуховым устройствам относятся:
- Системы частотной модуляции (FM). FM-система помогает снизить фоновый шум и сделать голос говорящего громче. Говорящий человек (например, учитель) носит крошечный микрофон и передатчик. Передатчик посылает электрический сигнал на беспроводной приемник, который ребёнок носит либо на ухе, либо непосредственно в слуховом аппарате. Он портативен и может быть полезен в детском саду, классах и других местах с повышенным уровнем шума.
- Слуховой аппарат: он усиливает звуки, поступающие в ухо. Слуховые аппараты могут помочь некоторым детям со слуховой нейропатией, особенно при использовании с FM-системой. Слуховые аппараты, используемые отдельно, не помогают, потому что они только делают неорганизованный шум громче.
- Кохлеарный имплантат. Кохлеарный имплант можно использовать для некоторых детей со слуховой нейропатией. Это хирургически установленное устройство заменяет те части уха, которые не работают должным образом, и непосредственно стимулирует слуховой нерв. Благодаря обучению и терапии дети с кохлеарным имплантатом могут научиться хорошо слышать и говорить.
Помимо использования вспомогательных устройств для прослушивания, дети могут освоить навыки визуального общения, такие как язык жестов — это особый язык со своей собственной грамматикой, словарным запасом и синтаксисом. Он предназначен для использования вместо разговорной речи: подробнее о нём читайте в статье «Язык сурдо: мост между мирами».
Использованы фотоматериалы Unsplash