Младшие школьные годы остались позади, и вот уже не за горами тот день, когда дети пойдут в среднюю школу. А это значит, что у ребёнка и его родителей начнется совсем другая жизнь. В средней школе меняется буквально все — приоритеты, мотивация, отношения с одноклассниками и преподавателями, реакция на оценки. В это время очень важно понять поведение школьника и правильно на него реагировать. Как помочь детям адаптироваться в новой школе и сделать их жизнь и жизнь родителей спокойной и позитивной, расскажет MedAboutMe.
Занятия для детей в средней школе
Каждый год развития ребёнка имеет большое значение для его физического и психологического здоровья. Бывший малыш идет в среднюю школу. Казалось бы, волноваться не о чем, ведь ребёнок просто поднялся еще на одну ступеньку. Тем не менее между «младшими» и «средними» существует огромная пропасть, хоть на первый взгляд ее и не видно.
Первая проблема — снижение успеваемости. Бывают случаи, когда после перехода в среднюю школу серьезно «съезжают» по всем предметам даже отличники. Прежде всего это происходит из-за снижения контроля. Педагог начальных классов — это почти вторая мама. Он ведет практически все уроки. Кроме того, первый учитель общается с детьми в неформальной обстановке — на переменах, праздниках и школьных экскурсиях. И, конечно же, от его взгляда не укроется то, что аккуратная Маша развела грязь в тетради, а у молчаливого Игорька рот не закрывается даже на уроках. И он поставит в известность родителей.
Дети и сами прекрасно понимают, что Мария Антоновна видит и знает если не все, то почти все. Они постоянно ощущают контроль и поэтому стараются не расслабляться.
В средней школе занятия для детей ведут учителя-предметники: один — литературу, второй — математику, третий — историю. А на перемене школьники предоставлены самим себе, ну разве что дежурный сделает замечание или проходящий мимо завуч. Конечно, есть классный руководитель, но у него тоже «забот полон рот». Вот и получается, что вне класса дети остаются почти без присмотра. Подойти к учителю на перемене, если что-то не понял на уроке, решается не каждый: в кабинете у предметника уже другой класс, а этому школьнику еще и на другой этаж бежать приходится. Вот и снижение успеваемости.
Социальное развитие ребёнка: общение с одноклассниками
У психологов есть такое понятие — ведущая деятельность. То есть та, в результате которой происходит наиболее активное формирование личности и психическое развитие ребёнка. У дошкольников такой деятельностью является игра. Именно по этой причине в детском саду занятия для детей с цифрами и буквами проводятся в игровой форме с участием каких-нибудь персонажей сказок или мультфильмов.
В начальной школе ведущей деятельностью становится учебный процесс, то есть с понедельника по пятницу дети «грызут гранит науки».
А вот в средних классах на первый план выходит социальное развитие ребёнка, и в большей степени — общение с ровесниками. Примечательно то, что в этом возрасте происходит смещение акцентов, то есть если раньше в приоритете была хорошая успеваемость, то сейчас дети больше ценят в друзьях совместные интересы, надежность и яркость. Дневник больше не является лицом ученика, то есть, чтобы завоевать авторитет среди одноклассников, одних пятерок не хватит.
Проблемы с мотивацией
В младшем школьном возрасте с мотивацией нет никаких сложностей — главное, чтобы мама радовалась, а учительница хвалила. Мотивацию ученика младших классов можно сформулировать, как: «хочу быть хорошим». А это значит, что нужно хорошо учиться.
Мотивация к учебе учеников выпускных классов тоже понятна — нужно хорошо учиться, чтобы поступить в престижный ВУЗ.
А вот в средней школе нет ни того, ни другого. Дело в том, что похвала учителей и родителей уже не так привлекает, а экзамены в ВУЗ сдавать еще очень нескоро. Поэтому беспокоиться об этом еще точно не нужно. В этом возрасте одна неделя для ребёнка — это целая жизнь, а четыре года — вообще заоблачная цифра: «Да у меня куча времени, еще успею все выучить, исправить и догнать». В общем, мотивация к учебе сомнительна. Именно поэтому некоторые предметники не любят брать классное руководство в средних классах, а предпочитают бросаться на амбразуру предстоящих экзаменов.
Чего хотят дети в среднем школьном возрасте?
В этом возрасте для еще не взрослых, но уже не маленьких детей особенно важным становятся:
- близкие отношения со взрослыми.
Не контроль за выполнением домашнего задания, а именно внимание родителей. В это время у мамы с папой появляется хорошая возможность выстроить доверительные отношения с ребёнком и создать «подушку безопасности» для предстоящего переходного периода. Нужно сделать так, чтобы сын или дочь не боялись рассказывать о своих проблемах и были уверены в поддержке близких людей. Чтобы они знали, что родители любят их просто так, а не за какие-то особые достоинства.
- интересная среда.
Именно интересные занятия для детей, а не уговоры и запугивания могут стать хорошей мотивацией для учебы. В этом возрасте для многих детей не так интересен сам предмет, как личность педагога. Если учитель яркий и харизматичный, то и предмет его может стать любимым для всего класса.
Любовь к литературе, например, можно привить, читая вслух интересные книги. А к географии и истории — путешествуя всей семьей или смотря интересные фильмы. Ну кто бы что-то знал об Анне Австрийской или кардинале Ришелье без знаменитых «Трех мушкетеров»?
Такой же эффект могут обеспечить секции и кружки. Художественная студия, археологический лагерь или историческая реконструкция способны разбудить интерес, например, к истории средних веков или современной живописи.
- всестороннее развитие.
В некоторых школах уже с пятого класса начинается разделение детей по профилям. Родители в свою очередь тоже спешат причислить своего ребёнка к технарям, гуманитариям или любителям естественных наук. В большинстве случаев это не идет им на пользу. В среднем школьном возрасте упор следует делать на всестороннее развитие ребёнка и тематическое разнообразие. Именно это поможет ему в дальнейшем выбрать правильную профессию и поступить в нужный ВУЗ.
Кроме того, иногда любовь к тому или иному предмету объясняется хорошим отношением к преподавателю или просто непониманием другого предмета. Привязывание ребёнка к чему-то одному только ограничивает его, внушая мысль, что знания из других областей ему просто не понадобятся. А ведь говорить о будущей профессии имеет смысл не раньше восьмого класса.