Схватить ручкой игрушку, доползти до мамы, развернуться на велосипеде и подпевать песенке — казалось бы, что тут такого сложного? Ранний возраст у малышей кажется взрослым периодом неуклюжести, освоения только базовых навыков, родители с нетерпением ждут значительных «вех» развития: начала ходьбы, первого слова, фразы, выученного наизусть стишка. Однако ребёнок совершенствует навыки постоянно, начиная еще с внутриутробного периода, и те яркие события, которых ожидают родители, для его организма — отдаленный результат великого труда, начавшегося задолго до первого шага и стишка про елочку.
MedAboutMe рассказывает о том, как родители могут помочь малышу активно и гармонично развивать все органы чувств в самом раннем возрасте, с момента появления на свет.
Особенности зрения в раннем возрасте
Еще не так давно существовали мифы о том, как новорожденный воспринимает мир. Считалось, что все-то ребёнок видит вверх ногами, или может наблюдать окружающее лишь в качестве нагромождения цветовых пятен, периодически «наползающих» друг на друга и мельтешащих перед глазами.
Благодаря исследованиям ученых уже понятно, что с рождения малыши видят не только все «вниз ногами», как положено, но и воспринимают мир трехмерным, и даже различают формы предметов. Так, уже после 5-7 дней после рождения груднички оказались более склонны рассматривать предметы со сложными формами, чем с простыми, особенно выделяя объёмные и движущиеся предметы. И в особенности их интересуют человеческие лица. Как это использовать для стимуляции развития зрения?
Оптимальный «предмет» для детей до трех недель — родители, их лица. Медленное движение глаз, различные гримасы, выражения лица помогают ребёнку начинать собирать и анализировать информацию, поступающую от органов зрения, и учиться распознавать нюансы. Чуть позже дети начинают активно интересоваться игрой в «куку», при которой мама, папа и другие члены семьи то закрывают лицо платком или ладошками, то открывают.
После трех недель можно и нужно предлагать яркие предметы, блестящие игрушки с четкими контурами. Ребёнок их будет не только разглядывать, но и пытаться схватить, одновременно тренируя мышцы рук и усваивая понятие расстояния.
Слушай, малыш!
Работа органов слуха дополняет информацию от зрения: услышав что-то, ребёнок непременно постарается повернуть голову в сторону источника звука и увидеть его. Звуки помогают оценить не только направление источника, но и расстояние. Учиться анализировать эту информацию малыш начинает практически с рождения, а вот слышит все — еще до него.
Ранний возраст — оптимальный период для начала развития музыкального слуха и способностей в восприятию языка. Исследователи доказали, что новорожденные не только различают звуки по высоте, но и предпочитают человеческую речь, причем осмысленную, а не просто набор звуков. А если записать гуление грудничка и дать ему послушать, то это может «срабатывать» даже в случае самого громкого плача: на свой голос, как и на голос матери, сопровождавший его весь период перинатального развития, ребёнок будет реагировать по-особенному.
Как это использовать? Наполнять бодрствование малыша различными песенками, предлагать слушать музыку, покупать или изготавливать игрушки, издающие разные звуки (но не механические мелодии и фразы искусственным голосом. Подойдет шуршание, шелест, негромкий мелодичный звон, постукивание и т. п.).
Родители как источник стимула для осязания
Ранний возраст — особенно сенситивный период для развития чувств осязания и равновесия. Исследования доказывают: интеллектуально и психически сохранные дети, испытывавшие хотя бы частичную сенсорную депривацию в раннем возрасте (выросшие в приюте, Доме малютки, проводившие долгое время в клиниках без контакта с родителями), не только испытывают неприязнь к прикосновениям во взрослом возрасте, но и имеют сниженную эмпатию, нуждаются в дополнительном развитии чувства баланса и т. д. В большинстве случаев такие взрослые неуклюжи, плохо танцуют, «не чувствуют» свое тело, не ощущают мышечных зажимов и нередко отличаются боязнью высоты.
Традиции по уходу за младенцами не зря включают не только гигиенические процедуры и кормление: потешки, песенки, игры, потребность «тетешкать» малышей обоснованы эволюционно. Вся контактная активность позволяет ребёнку быстрее осознавать, где ручка, где попа, как дрыгать ногами и залезать на стул. Это развивает понимание телесного комфорта и дискомфорта, мамины поглаживания, папины игры стимулируют не только мышечное развитие, но и совершенствование мозга и умения анализировать свои ощущения.
Дополнительный бонус от игр, ношения на ручках, в более старшем, хотя все том же раннем возрасте — игр в «лошадку»: развитие пространственного восприятия и чувства равновесия. Это именно те навыки, которые необходимы для умения уверенно передвигаться, сначала ползком, затем на четвереньках и, наконец, ходить и бегать на двух ногах.
Аналитическое мышление у ребёнка
Ребёнок появляется на свет с полным набором органов чувств, позволяющим ему воспринимать всю информацию. Однако обилие впечатлений надо не только набирать, но и обрабатывать, и вот тут стимулы в виде родительских гримас, песен, массажей доходят до отделов мозга, заставляя их начинать активную аналитическую работу. Если родители не скупятся на стимулирование, разговаривают с малышом, предлагают ему игрушки, насыщают пространство различными картинками и звуками, а не только передачами по телевизору, клетки мозга растут быстрее и нарабатывают значительно больше нейронных связей.
Однако стоит и предупредить взрослых: некоторые родители-энтузиасты, желая побыстрее «развить» малыша, без устали трудятся в этом направлении и перенасыщают его периоды бодрствования звуками, видами, касаниями. Так делать не стоит: детская психика не готова к повышенным нагрузкам. Начинать развитие надо с 1-2 минут, ровно до того момента, пока ребёнок еще следит глазами и выказывает интерес к игрушке, песенке или потешками с щекотанием. Превышать временной лимит в раннем возрасте — означает переутомлять малыша, перегружать возможности к восприятию и снижать интерес к дальнейшим «занятиям».