Стимулируем развитие органов чувств в раннем возрасте

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Схватить ручкой игрушку, доползти до мамы, развернуться на велосипеде и подпевать песенке — казалось бы, что тут такого сложного? Ранний возраст у малышей кажется взрослым периодом неуклюжести, освоения только базовых навыков, родители с нетерпением ждут значительных «вех» развития: начала ходьбы, первого слова, фразы, выученного наизусть стишка. Однако ребёнок совершенствует навыки постоянно, начиная еще с внутриутробного периода, и те яркие события, которых ожидают родители, для его организма — отдаленный результат великого труда, начавшегося задолго до первого шага и стишка про елочку.

MedAboutMe рассказывает о том, как родители могут помочь малышу активно и гармонично развивать все органы чувств в самом раннем возрасте, с момента появления на свет.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Особенности зрения в раннем возрасте

Особенности зрения в раннем возрасте

Еще не так давно существовали мифы о том, как новорожденный воспринимает мир. Считалось, что все-то ребёнок видит вверх ногами, или может наблюдать окружающее лишь в качестве нагромождения цветовых пятен, периодически «наползающих» друг на друга и мельтешащих перед глазами.

Благодаря исследованиям ученых уже понятно, что с рождения малыши видят не только все «вниз ногами», как положено, но и воспринимают мир трехмерным, и даже различают формы предметов. Так, уже после 5-7 дней после рождения груднички оказались более склонны рассматривать предметы со сложными формами, чем с простыми, особенно выделяя объёмные и движущиеся предметы. И в особенности их интересуют человеческие лица. Как это использовать для стимуляции развития зрения?

Оптимальный «предмет» для детей до трех недель — родители, их лица. Медленное движение глаз, различные гримасы, выражения лица помогают ребёнку начинать собирать и анализировать информацию, поступающую от органов зрения, и учиться распознавать нюансы. Чуть позже дети начинают активно интересоваться игрой в «куку», при которой мама, папа и другие члены семьи то закрывают лицо платком или ладошками, то открывают.

После трех недель можно и нужно предлагать яркие предметы, блестящие игрушки с четкими контурами. Ребёнок их будет не только разглядывать, но и пытаться схватить, одновременно тренируя мышцы рук и усваивая понятие расстояния.

Слушай, малыш!

Работа органов слуха дополняет информацию от зрения: услышав что-то, ребёнок непременно постарается повернуть голову в сторону источника звука и увидеть его. Звуки помогают оценить не только направление источника, но и расстояние. Учиться анализировать эту информацию малыш начинает практически с рождения, а вот слышит все — еще до него.

Ранний возраст — оптимальный период для начала развития музыкального слуха и способностей в восприятию языка. Исследователи доказали, что новорожденные не только различают звуки по высоте, но и предпочитают человеческую речь, причем осмысленную, а не просто набор звуков. А если записать гуление грудничка и дать ему послушать, то это может «срабатывать» даже в случае самого громкого плача: на свой голос, как и на голос матери, сопровождавший его весь период перинатального развития, ребёнок будет реагировать по-особенному.

Как это использовать? Наполнять бодрствование малыша различными песенками, предлагать слушать музыку, покупать или изготавливать игрушки, издающие разные звуки (но не механические мелодии и фразы искусственным голосом. Подойдет шуршание, шелест, негромкий мелодичный звон, постукивание и т. п.).

Родители как источник стимула для осязания

Родители как источник стимула для осязания

Ранний возраст — особенно сенситивный период для развития чувств осязания и равновесия. Исследования доказывают: интеллектуально и психически сохранные дети, испытывавшие хотя бы частичную сенсорную депривацию в раннем возрасте (выросшие в приюте, Доме малютки, проводившие долгое время в клиниках без контакта с родителями), не только испытывают неприязнь к прикосновениям во взрослом возрасте, но и имеют сниженную эмпатию, нуждаются в дополнительном развитии чувства баланса и т. д. В большинстве случаев такие взрослые неуклюжи, плохо танцуют, «не чувствуют» свое тело, не ощущают мышечных зажимов и нередко отличаются боязнью высоты.

Традиции по уходу за младенцами не зря включают не только гигиенические процедуры и кормление: потешки, песенки, игры, потребность «тетешкать» малышей обоснованы эволюционно. Вся контактная активность позволяет ребёнку быстрее осознавать, где ручка, где попа, как дрыгать ногами и залезать на стул. Это развивает понимание телесного комфорта и дискомфорта, мамины поглаживания, папины игры стимулируют не только мышечное развитие, но и совершенствование мозга и умения анализировать свои ощущения.

Дополнительный бонус от игр, ношения на ручках, в более старшем, хотя все том же раннем возрасте — игр в «лошадку»: развитие пространственного восприятия и чувства равновесия. Это именно те навыки, которые необходимы для умения уверенно передвигаться, сначала ползком, затем на четвереньках и, наконец, ходить и бегать на двух ногах.

Аналитическое мышление у ребёнка

Ребёнок появляется на свет с полным набором органов чувств, позволяющим ему воспринимать всю информацию. Однако обилие впечатлений надо не только набирать, но и обрабатывать, и вот тут стимулы в виде родительских гримас, песен, массажей доходят до отделов мозга, заставляя их начинать активную аналитическую работу. Если родители не скупятся на стимулирование, разговаривают с малышом, предлагают ему игрушки, насыщают пространство различными картинками и звуками, а не только передачами по телевизору, клетки мозга растут быстрее и нарабатывают значительно больше нейронных связей.

Однако стоит и предупредить взрослых: некоторые родители-энтузиасты, желая побыстрее «развить» малыша, без устали трудятся в этом направлении и перенасыщают его периоды бодрствования звуками, видами, касаниями. Так делать не стоит: детская психика не готова к повышенным нагрузкам. Начинать развитие надо с 1-2 минут, ровно до того момента, пока ребёнок еще следит глазами и выказывает интерес к игрушке, песенке или потешками с щекотанием. Превышать временной лимит в раннем возрасте — означает переутомлять малыша, перегружать возможности к восприятию и снижать интерес к дальнейшим «занятиям».

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 29.11.2017 13:41, обновлено 17.04.2020 18:41
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Развитие речи у детей раннего возраста: советы родителям малышей
Раннее детство – самый важный период для развития речевой функции. Какие упражнения способствуют развитию речи у детей в возрасте до трех лет?
Кризис трехлетнего возраста у детей: как справиться?
Что делать родителям, если дети, еще вчера такие нежные и послушные, вдруг превратились в капризных и агрессивных?
8 законов обучения «с пеленок», которые реально работают
Будет ли ребенок сообразительным, успешным, с широким кругозором – во многом зависит от родителей. Непреложные правила – для успешного старта детей.
Как научить ползать детей раннего возраста?
Какие существуют упражнения, выполняемые в виде игры, позволяющие детям раннего возраста освоить ползание?
Как выглядят любимые занятия детей современности?
Что же любят маленькие дети? На что необходимо обратить внимание и как создать благоприятные условия для их развития?
Неврологические диагнозы детей раннего возраста и страхи родителей
Нередко сразу после рождения в карточке детей появляются пугающие и угрожающие диагнозы, тревожащие и смущающие родителей.