Младенческий период закончился, и вот уже вчерашний грудничок начинает потихоньку пробовать говорить. Это значит, скоро с ребёнком можно будет вести почти полноценные беседы! Рассказываем, как стимулировать речь раннего возраста, поддерживать диалог, оттачивать нужные навыки, а также как не пропустить задержку речевого развития у детей.
Как говорить с детьми, чтобы они говорили
Есть три основных правила, помогающие стимулировать речь раннего возраста и работающие для практически всех малышей за редким исключением.
- Правило первое: прекращаем младенческий лепет
Гуление и воркование с малышом оставляем для минуток нежности и игр. А в обычной жизни можно уже прекращать милые приговорки и структурировать речь, обращенную к будущему оратору. Как только выясняется, что ребёнок действительно понимает слова, этим надо начинать пользоваться: попросить принести книгу, показать, где кошка, пригласить детей вместе пройти за стол. «Детский лепет» больше не актуален: ребёнок начал обращать внимание на слова и ассоциировать их с предметами и действиями.
- Правило второе: будьте просты и лаконичны
В разговорах с малышом надо использовать простые слова, короткие фразы прямого построения, избегать многоречивости, цветистых оборотов, иносказаний и ассоциаций. Чем меньше слов (и чем больше знакомых слов), тем проще понять обращенную речь. Говорить надо медленно и четко, сопровождая фразы жестами и мимикой и, фактически, представляя себя среди иностранцев, не вполне выучивших русский язык.
- Правило третье: становимся рассказчиками
В этом сенситивном периоде, когда речь только начинает формирование, каждая мама интуитивно чувствует, что она теперь несет функцию акына (поэт-импровизатор). Буквально — метод «что вижу, то пою» работает для детей, хотя порой и утомителен для родителей. Рассказывая, что происходит вокруг: «Вот собака! Собака большая, рыжая. Побежала собака, куда? За дом, гулять», — мы помогаем детям усваивать структуру речи, обогащать ее, создавать связи между глаголами, существительными, прилагательными, а также придавать объектам признаки.
Также важно выступать «переводчиком» действий и желаний малыша, особенно, если речь раннего возраста еще не выражена или ребёнок пока предпочитает общаться невербально. Например, если малыш подходит и поднимает руки, желая, чтобы его подняли, стоит это озвучивать: «Лена хочет, чтобы мама взяла ее на ручки. Возьми на ручки, мама!».
Это, конечно звучит несколько странно и вызывает порой усмешку у окружающих: разговор о себе в третьем лице. Но те, кто знает, что у маленьких детей не сразу появляется понятие местоимений, ассоциирование «ты, я, мы, вы» с нужными людьми и ситуациями, понимает и полностью поддерживает усилия родителей, говорящих о себе «Мама/папа, возьми меня на ручки».
Как слушать, чтобы ребёнок разговаривал
Важно не только говорить. Практика речи, особенно речи раннего возраста включает не только восприятие, но и активизацию процесса разговора. Какой смысл говорить малышу, если за него все уже сказано? Поощряйте вербализацию просьб, сначала проговариванием их, потом ненавязчиво предлагая ребёнку произнести, а не просто тыкать пальчиком.
Еще важный аспект — умение слушать. Да, не всегда понятно, просто ли дети болтают языком, тренируясь издавать звуки и наслаждаясь лично созданным шумовым фоном, или пытаются что-то выразить этими звуками. Но если внимательно слушать и изучать, какими жестами, выражением лица сопровождаются те или иные повторяющиеся наборы звуков и слогов, то можно легко вычленить почти настоящие слова, обозначающие объекты и действия.
Хотя порой в лексиконе у малышей до 40 значений слова «ба» и 38 — слова «ка», но это уже прогресс, ведь молчащий малыш только указывает пальцем и хнычет, а у такого действия могут быть тысячи причин.
Поэтому если особенное «ка» произносится рядом с качелями — поощряйте говорить еще, показывайте, что он услышан. «Да, это качели! Витя будет качаться.» И избегайте использования тех же детских слов в речи, обращенной к ребёнку, как бы ни забавно звучала «мизя» вместо «змея», за правильным произношением надо следить. А «мизю» можно записать в дневничок или фотоальбом и с умилением потом вспоминать то время, когда детка еще не болтала так активно.
Еще один важный аспект в стимуляции речи раннего возраста — родительское терпение. Дети учатся говорить с разной скоростью, одни к полутора годам рассуждают о том, как страшны птеродактили, другие в два года еще пользуются словарем из 40 слов «ба». Продолжать говорить с ребёнком, не прекращая процесс обучения, очень важно. Даже если на фоне сверстников речь несколько запаздывает, в это время формируется богатый пассивный запас слов. Однако, если действительно возникают опасения, стоит озвучить их педиатру или невропатологу.
Признаки задержки речи в раннем возрасте
Все родители хотят, чтобы их дети успешно развивались в нужном направлении, а если что-то не так, то желают помочь им как можно скорее. Но определить задержку может быть сложно, особенно для начинающих родителей.
Правильный метод: ознакомиться с важными этапами развития и контролировать совпадение сроков. Например, большинство детей начинают ходить примерно в возрасте одного года, и основная масса малышей осваивают речь примерно в возрасте двух лет. Однако существует широкий диапазон нормы, когда дело доходит до этапов развития. Некоторые дети шагают самостоятельно уже в девять месяцев. Другие не совершают первых шагов до 16 месяцев. Обе крайности находятся в пределах относительной нормы.
Также важно помнить, что нормальное развитие — это прогресс. Другими словами, младенцы начинают издавать гласные звуки, вокализировать, гулить — и это первый этап речи. Со временем малыши добавляют больше звуков. Позже ребёнок согласовывает определенные звуки, их комбинации и окружающие объекты, и в конце концов начинает говорить.
В речи словами и предложениями тоже должен наблюдаться устойчивый прогресс: большинство детей начинают с одиночных слов и словосочетаний, прежде чем перейти к многословным предложениям, а предложения становятся параграфами. Если в любой момент развитие идет не по прогрессивной схеме, родителям кажется, что процесс начинает регрессировать, откатываться назад, необходимо обратиться к врачу. Ребёнок не так уж редко может вдруг «забыть» определенный навык, например, переворачиваться, на короткое время, но внезапное прекращение общения не ненормально для малыша, который уже что-то бормотал.
Педиатр, постоянно наблюдающий ребёнка, может помочь отслеживать развитие и выявлять задержки в процессе. Фактически, это основная цель регулярных профилактических посещений врача. Поэтому важно придерживаться графика осмотра и накапливать информацию о социальном взаимодействии ребёнка, физических навыках и когнитивном развитии. Не стоит стесняться задавать вопросы, если возникает ощущение, что что-то идет не так. Родители видят ребёнка на несколько порядков чаще и дольше, чем любой специалист, и часто первыми обнаруживают проблему. Так что, если интуиция подсказывает, что в речи малыша или в других сферах деятельности что-то не так, разумно получить профессиональное мнение.