27 марта мир отмечает День Театра. MedAboutMe предлагает поговорить о роли театра в развитии личности ребёнка.
Почему дети любят театр?
Большинство детей очень любят ходить в театр, воспринимают посещение спектакля как праздник, и долго потом переживают увиденное. Конечно, это относится не ко всем детям, исключения бывают, хотя и редко.
В возрасте от 2 до 11-12 лет малыш относится ко всему в жизни одинаково серьезно — или одинаково несерьезно. Как к игре. Игра для ребёнка этого возраста — естественное продолжение жизни. Он не разделяет воображаемое, символическое и реальное. В игре ребёнок живет, в игре развивается, постигает жизнь и формирует базовую систему ценностей. Все, впечатлившее его в реальной жизни, малыш потом проигрывает на разные лады в своих играх, и такое постепенное освоение ситуации позволяет ему выкристаллизовывать нравственные основы личности.
Театр — место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и способные играть с детьми и для детей. Персонажи сказок и книжек обретают в театре голос и плоть, выходят со страниц книжек или из мультиков на подмостки, с ними можно взаимодействовать. Как не полюбить чудесное место, где сказка становится почти реальностью?
Особенно нравятся детям интерактивные постановки, в которых зрители оказываются вовлечены в сценическое действо, в грандиозную Игру. По сравнению с ежедневной рутиной, когда у взрослых вечно не хватает времени не то чтобы поиграть со своим ребёнком, но даже просто внимательно его выслушать, посещение театра, наполненного до самой крыши Игрой и Сказкой, превращается в драгоценный, долгожданный праздник.
В каком возрасте детей пора приобщать к театру?
Специалисты по детской психологии полагают, что в возрасте 2,5-3 лет ребёнок вполне готов начинать знакомство с театром. Разумеется, многое зависит от характера малыша, его открытости и общительности, а также от правильной подготовки ребёнка к этому событию. Роль родителей исключительно важна: если они поведут себя недостаточно чутко, малыш может с первого же посещения получить отрицательный опыт, и на этом все закончится.
Первые спектакли должны быть достаточно короткими, не продолжительнее 35-40 минут. Дети постарше, 5-6 лет, могут хорошо воспринимать и более длительные представления, но обязательно с перерывами.
Важно правильно выбирать спектакль по возрасту детей так, чтобы у малыша не возникало трудностей с восприятием происходящего на сцене. Для детей 3-4 лет подойдет «Муха-Цокотуха», «Колобок» или «Мойдодыр», для 5-6 лет — «Снежная королева» и другие более сложные спектакли.
Как родителям подготовить ребёнка к посещению театра
Перед тем как идти в театр, обязательно нужно рассказать малышу о том, что это за место, зачем туда приходят люди, что в театре интересного. Расскажите ребёнку, о чем будет спектакль, хорошо, если он будет основан на знакомой сказке или рассказе.
Выбирайте театр, в котором родители могут сидеть в зале вместе с детьми: это практикуется не во всех театрах. В некоторых детских театрах дети сидят на первых рядах, а родители — в задней части зрительного зала. В других — родители вообще не заходят в зал и ожидают малышей в фойе. Для первого знакомства с театром такие варианты не очень подходят, особенно в тех случаях, когда ребёнок отличается застенчивостью, робостью.
Пугливого малыша может испугать Волк или Баба-Яга на сцене — ведь он воспринимает все всерьез, для него спектакль ничем не отличается от жизни. Поэтому первое время родителям лучше быть рядом, объяснять малышу происходящее, помогать ему освоиться.
Очень хорошо, если перед спектаклем родители постараются создать у малыша предвкушение праздника. Для этого важно сделать все: красиво причесать ребёнка, нарядить в красивый костюм, взять сменные красивые туфельки.
Важно прийти в театр заранее — хотя бы за 30-40 минут. За это время малыш успеет привыкнуть к просторному, гулкому фойе, к толпе других детей, настроиться на прикосновение к сказке.
Заранее нужно рассказать малышу о том, как нужно себя вести во время представления, чтобы не мешать другим детям и ничего не пропустить.
После спектакля обязательно говорите с ребёнком о том, что он увидел. Пусть малыш рассказывает о своих впечатлениях домочадцам и друзьям, можно даже разыграть увиденное дома, с куклами и другими членами семьи.
Театральные студии и их роль в развитии личности ребёнка
Ребёнок развивается как личность, когда осваивает взрослый мир доступным ему образом — в игре. Поэтому дети играют в дочки-матери, в профессии, поэтому повторяют в игре ситуации, увиденные или прожитые в реальной жизни. Игра позволяет взглянуть на мир с разных сторон, из разных ролей, примерить на себя и свое формирующееся мироощущение те или иные стороны конфликта или отношений.
Играя, ребёнок формирует основы своего мировоззрения, определяется как член социума. Театр позволяет проживать роли «почти по-настоящему».
Дети на спектаклях реагируют на происходящее на сцене очень эмоционально, искренне. Они стремятся предупредить положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, ликуют, когда все заканчивается хорошо. В этот момент и происходит кристаллизация базовых этических понятий.
Еще более яркими становятся впечатления ребёнка, если он сам принимает участие в игре.
Детям играть легко. Игра для ребёнка — естественное состояние, не требующее напряжения, не знающее комплексов. Играя, дети раскрываются, творчески и эмоционально развиваются, совершенствуют коммуникативные навыки.
Дети, занимающиеся в театральных кружках, более дисциплинированны и ответственны. По сравнению с ровесниками у них лучше развита логика и речь, они более связно и образно мыслят, легко находят общий язык с людьми, более открыты для общения и обучения, отличаются целеустремленностью и инициативностью. Часто все это оказывается связано и с более высокой успеваемостью в школе, а в дальнейшем — и с успешным карьерным ростом.
Не лишайте ребёнка радости общения с театром. Начать знакомиться с волшебством театрального искусства можно прямо сегодня — 27 марта, в День Театра.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что чем раньше дети войдут в волшебный мир театра, с 3-4-х лет, тем лучше будет для их разностороннего воспитания. Невозможно быть действительно развитым человеком, не понимая искусства и не разбираясь в нем. А театральное искусство — одно из мощнейших воспитательных средств, настоящая школа нравственности.
Многие мудрые руководители городов открывают кукольные и молодежные театры, тем самым подготавливая зрителей для посещения взрослого театра. Правилам поведения детей в театре должны обучать родители или воспитатели. Детские спектакли сродни карнавалу — красивые, яркие костюмы, декорации, музыка. На этих спектаклях дети учатся различать добро и зло. Вопрос о том, зачем в наше время нужен театр, вообще не должен стоять! Потому что кинематограф, к огромному сожалению, не воспитывает будущее поколение нашей Родины должным образом.
Несомненно, каждого ребёнка нужно приобщать к культуре и искусству! Театр — это именно то место, в котором интерес проснется с первых минут, когда детские герои прочитанных сказок и любимые персонажи мультфильмов оживут на сцене. Часто в спектаклях проводится интерактив с детками, этот прием наиболее любим маленькими зрителями.
В наш «цифровой» век дети увлечены неодушевленными героями компьютерных игр. Игры, в свою очередь, носят отрицательный характер — драки, стрелялки, танки, покемоны и прочие. Когда в персонажах нет души, морали, они ничему не учат и не воспитывают. Не зря русские народные сказки веками передаются из поколения в поколение, неся добро и поучительные навыки. В театре дети и их родители получают редкую сегодня радость живого, доброго общения. Театр избавляет от одиночества, скуки и повседневной суеты.