Упражнения для развития речи предназначены для того, чтобы научить малышей говорить связно и правильно. В некоторых случаях следует обратиться за помощью к логопеду или дефектологу. Советы врачей позволят найти оптимальное решение подобной проблемы. Но существуют доступные методы, которые используют в повседневном общении с ребёнком.
Причины неразвитой речи
Если у малыша наблюдается задержка речи, то не нужно паниковать. Это распространенная ситуация. Чаще всего с ней сталкиваются мальчики или дети, с которыми разговаривают одновременно на нескольких языках. Незначительные речевые нарушения не очень важны, если у ребёнка хорошее здоровье, он весел и нормально развивается в других отношениях. Во многих случаях все проходит само собой. Даже если родители замечают медленное развитие ребёнка, упражнения помогут улучшить его речь.
Как формируется запас слов?
Главный принцип развития речи состоит из пассивного накопления словарного запаса и его активного использования. Эти аспекты применяют при изучении не только родного, но и любого иностранного языка.
Ключевой запас слов ребёнка формируется до трех лет. В более позднем возрасте этот объём продолжает пополняться, но уже не так быстро. Поэтому важно в этот период разговаривать с малышом, рассказывать ему об окружающих вещах, читать стихи и сказки, ставить качественные аудиокниги.
В двухлетнем возрасте дети начинают говорить, используя полученную языковую информацию. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь им активизировать словарный запас. Но, в то же время, необходимо продолжать чтение и беседы на разные темы.
Упражнения для коррекции речевых нарушений
Упражнения для речи ребёнка лучше проводить в виде игры. Малышу должно быть весело и интересно.
- « Угадай по описанию». Взрослый задумывает животное, человека или предмет. Затем рассказывает о нем простыми словами. Например: большой зверь, любит мед, зимой спит и сосет лапу. Ребёнок должен угадать, кто это такой.
- «Соревнование». Выполняется так же, как и предыдущее упражнение. Но теперь и родитель, и ребёнок рассказывает о предметах по очереди. Выиграет тот, кто отгадает больше. В этой игре малыш уже сам пытается описывать разнообразные объекты. Задание можно усложнить, предварительно указав категорию (еда, животные, одежда, мебель). Это позволит ребёнку выучить собирательные названия предметов.
- «Отгадай по вопросам». В данном упражнении каждый поочередно загадывает слово. Тот, кто угадывает, задает наводящие вопросы об этом предмете.
- «Прилагательные». Выбрать слово, а затем попеременно подбирать к нему соответствующие прилагательные. К примеру, слово «дерево». Какое оно может быть? Маленькое, высокое, кривое, ровное, пышное, зеленое и т.д. Игра не только способствует увеличению запаса слов, но и учит характеризовать объект с различных сторон.
- «Глаголы». Задание похоже на предыдущее упражнение, только с той разницей, что к существительным подбираются глаголы. Например: кот – мяукает, бегает, спит, играет и т.д.
- «Слова». Это вариация знаменитой игры «Города». Взрослый называет любое существительное. Ребёнок обязан придумать новое слово, которое начинается с последней буквы названного предмета.
- «Пересказ». Родитель читает малышу вслух интересный рассказ или сказку. Ребёнку нужно пересказать своими словами то, что он услышал. Сначала можно задавать вопросы. Со временем задание усложняют: пересказ осуществляют, следуя определенному плану (вступление, основная часть и заключение). Упражнение не только позволит увеличить словарный запас, но и подготовит ребёнка к школе.
Развитие речи у детей 1—3 года Тема «Игрушки»