Упражнения для развития речи предназначены для того, чтобы научить малышей говорить связно и правильно. В некоторых случаях следует обратиться за помощью к логопеду или дефектологу. Советы врачей позволят найти оптимальное решение подобной проблемы. Но существуют доступные методы, которые используют в повседневном общении с ребёнком.
Причины неразвитой речи
Если у малыша наблюдается задержка речи, то не нужно паниковать. Это распространенная ситуация. Чаще всего с ней сталкиваются мальчики или дети, с которыми разговаривают одновременно на нескольких языках. Незначительные речевые нарушения не очень важны, если у ребёнка хорошее здоровье, он весел и нормально развивается в других отношениях. Во многих случаях все проходит само собой. Даже если родители замечают медленное развитие ребёнка, упражнения помогут улучшить его речь.
Рак кишечника: симптомы, онкотесты, лечение, профилактика
Пройдите тест и оцените риск развития рака кишечникаКак формируется запас слов?
Главный принцип развития речи состоит из пассивного накопления словарного запаса и его активного использования. Эти аспекты применяют при изучении не только родного, но и любого иностранного языка.
Ключевой запас слов ребёнка формируется до трех лет. В более позднем возрасте этот объём продолжает пополняться, но уже не так быстро. Поэтому важно в этот период разговаривать с малышом, рассказывать ему об окружающих вещах, читать стихи и сказки, ставить качественные аудиокниги.
В двухлетнем возрасте дети начинают говорить, используя полученную языковую информацию. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь им активизировать словарный запас. Но, в то же время, необходимо продолжать чтение и беседы на разные темы.
Упражнения для коррекции речевых нарушений
Упражнения для речи ребёнка лучше проводить в виде игры. Малышу должно быть весело и интересно.
- « Угадай по описанию». Взрослый задумывает животное, человека или предмет. Затем рассказывает о нем простыми словами. Например: большой зверь, любит мед, зимой спит и сосет лапу. Ребёнок должен угадать, кто это такой.
- «Соревнование». Выполняется так же, как и предыдущее упражнение. Но теперь и родитель, и ребёнок рассказывает о предметах по очереди. Выиграет тот, кто отгадает больше. В этой игре малыш уже сам пытается описывать разнообразные объекты. Задание можно усложнить, предварительно указав категорию (еда, животные, одежда, мебель). Это позволит ребёнку выучить собирательные названия предметов.
- «Отгадай по вопросам». В данном упражнении каждый поочередно загадывает слово. Тот, кто угадывает, задает наводящие вопросы об этом предмете.
- «Прилагательные». Выбрать слово, а затем попеременно подбирать к нему соответствующие прилагательные. К примеру, слово «дерево». Какое оно может быть? Маленькое, высокое, кривое, ровное, пышное, зеленое и т.д. Игра не только способствует увеличению запаса слов, но и учит характеризовать объект с различных сторон.
- «Глаголы». Задание похоже на предыдущее упражнение, только с той разницей, что к существительным подбираются глаголы. Например: кот – мяукает, бегает, спит, играет и т.д.
- «Слова». Это вариация знаменитой игры «Города». Взрослый называет любое существительное. Ребёнок обязан придумать новое слово, которое начинается с последней буквы названного предмета.
- «Пересказ». Родитель читает малышу вслух интересный рассказ или сказку. Ребёнку нужно пересказать своими словами то, что он услышал. Сначала можно задавать вопросы. Со временем задание усложняют: пересказ осуществляют, следуя определенному плану (вступление, основная часть и заключение). Упражнение не только позволит увеличить словарный запас, но и подготовит ребёнка к школе.
Развитие речи у детей 1—3 года Тема «Игрушки»