Ребёнок, который четко и правильно произносит все звуки, является примером для своих сверстников. Родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок как можно раньше научился правильно разговаривать, ведь красивая речь во все времена была показателем хорошего развития ребёнка.
Как появляются звуки у детей до семи лет
Ребёнок, который произносит красиво все звуки, выступает на всех праздниках в детском саду, ему дают главные роли и самые большие стихотворения, что вызывает гордость у родителей. Ребёнок, который не произносит целую группу звуков, обычно не выдвигается в артисты, а стоит в сторонке. У таких детей мало друзей, потому что в общении с хорошо говорящими сверстниками они «теряются». В будущем, если не развивать речь ребёнку, у него может появиться ряд комплексов, от которых избавиться порой очень трудно.
Для того чтобы развивать речь, нужно знать нормы появления звуков и «физиологические» искажения у ребёнка.
- До 3,5 лет малыш может говорить звуки мягко, и будет слышно в речи ребёнка такие слова как «козя» вместо «коза», «демик» вместо «домик»
- К 3-3,5 годам дети должны четко произносить слова со звуком «с»: «собака», «самолет», «санки», «коса», «ананас» и другие. Слова со звуком «з» и «ц» ребёнок так же легко произносит: «заноза», «мимоза», «цапля» и т. д.
- К 4 годам можно услышать в речи слова и фразы со звуками «ш» и «ж»: «Мы с Женей надули воздушный шарик». «Ч» и «щ» в речи малыш также часто использует: «Я угостила своих друзей чаем с печеньем» или «Мы с щенком очень весело погуляли».
- Звук «л» дети произносят примерно к 4,5 годам.
- Родители уже с трех лет ждут в речи своего ребёнка звук «р». Этот звук появляется у детей к 5−6 годам, когда органы артикуляции готовы к его произношению.
Сроки появления звуков в речи весьма условны и нужны для того, чтобы не пропустить нарушения в развитии речи.
Причины, по которым необходимо своевременное развитие речи
- Развитие речи ребёнка является основной задачей взрослых для подготовки будущего первоклассника к обучению в школе.
- Развитие речи помогает научиться читать и писать еще до того, как ребёнок пошел учиться.
- Упражнения с язычком помогут улучшить речь и способствуют появлению «сложных» звуков.
- Благодаря занятиям по развитию речи дети могут научиться произносить сложные слова, избавиться от неправильных звуков и вскоре стать лидерами в группе.
- Речь ребёнка после занятий станет примером для окружающих и у ребёнка появится много новых друзей.
Упражнения с язычком
Упражнения с язычком называются артикуляционной гимнастикой. Упражнения необходимы для улучшения подвижности языка, губ, нижней челюсти. Регулярное проведение артикуляционной гимнастики стимулирует появление новых сложных звуков в речи ребёнка.
Упражнения для детей 3−4 лет
- Познакомьте с язычком.
Сначала познакомьте ребёнка со строением органов артикуляции. Возьмите зеркало и сядьте перед ним с ребёнком. Малышу вначале обязательно требуется зрительный контроль. После того, как ребёнок освоится, зеркало можно убрать. Расскажите о том, где находится язык, верхняя челюсть, нижняя челюсть, губы, зубы. Чтобы занятие было увлекательным, сочините вместе с ребёнком сказку о «Язычке». В вашей сказке «язычок» может превратиться в прекрасного принца, который живет в большом замке, охраняется стражниками — белыми зубами.
- Создайте настроение.
Можно взять игрушку и пришить ей язычок. Такая игрушка может приходить к вам на занятия и помогать ребёнку в выполнении упражнений. Такой игровой подход создаст необходимый положительный эмоциональный фон для занятия.
- Выполните упражнения.
Упражнения, описанные ниже, являются небольшой разминкой перед основной частью языковой гимнастики. Они совсем не сложные, а очень интересные и даже смешные.
- Надуй щеки как воздушный шарик, лопни шарик и втяни щеки.
- Улыбнись и покажи зубки, как заборчик. Спрячь зубы, улыбнись и произнеси «и», как лягушка.
- Сделай губы трубочкой, как хоботком слона и произноси «у».
- А теперь играем: сначала покажем лягушку, а потом слоника.
- Широко откроем рот и позеваем, как бегемотики.
- Выпустим язычок погулять. Язык бегает вправо−влево, как часики тикают. Теперь язычок достаем изо рта, затем прячем. Язык бегает словно змейка.
- Оближем языком губы и вспомним, какое вкусное варенье сварила мама.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, затем темп можно увеличить. Движения должны быть четкими и правильными, без подергиваний.
- «Сладкие» игры с язычком.
Иногда детям надоедает делать упражнения перед зеркалом. Можно «подсластить» ваши игры. Возьмите чупа−чупс, им обмажьте губы и увидите, как ребёнок с удовольствием вернется к занятиям.
Игра в «кошечки» тоже радует малыша. Возьмите блюдце и намажьте на него варенья или меда, скажите, что вы превратились в «кошечек» и будете язычком слизывать сладость.
- Упражнения с шариком.
Улучшить подвижность языка поможет игра с шариком. Возьмите веревочку, проденьте на него пластмассовый шарик или бусину и катайте их вправо−влево, вверх−вниз.
- Упражнения с трубочкой.
Развить движения губ и щек можно с помощью игр с трубочкой. Налейте в стакан любимый компот ребёнка и попросите ребёнка выпить его через трубочку. Трубочки можно использовать самые разные по форме, цвету и размеру.
Такие игры не оставят равнодушными ни одного ребёнка.
Упражнения для детей 5−6 лет
- Попросите ребёнка покусать язык зубками или пошлепать губами. Подержите язык, как «лопатку» 5−6 секунд.
- Сделайте руки в форме чашечки, а теперь попробуйте язык сделать «чашечкой». Положите на язычок витаминку: так держать язык будет интереснее.
- Поиграйте с ребёнком и представьте, что вы поехали на лошадке в гости, только лошадкой окажется ваш язык. Играйте язычком «цок, цок». Задержите язычок во рту, присосите его к верхнему небу и у вас получится фигура, похожая на «грибок».
Упражнения нужно выполнять каждый день, но следите, чтобы настроение у ребёнка было радостным. Занятия по 5−6 минут в день помогут намного улучшить речь ребёнка.
Если ребёнок не может выполнить ни одного упражнения, вы заметили, как язык у малыша стал синим, или язык очень напряжен, обратитесь к логопеду и врачу−неврологу.