Ребёнок свободно общается на улице с незнакомыми взрослыми людьми? Без тени сомнения берет конфеты у бабушек в троллейбусе? А еще хвастается тем, что сможет справиться с любым злодеем? Пора подумать о профилактике неприятностей и провести с малышом беседу о его личной безопасности.
Профилактика неприятностей: личная безопасность малыша
Раньше с безопасностью было проще. Родители пугали малыша «злыми дядями», которые караулят его у подъезда и украдут, как только ребёнок выйдет на улицу без взрослых. Сейчас с этим немного сложнее. Мамы и папы опасаются, что такие запугивания пошатнут доверие ребёнка к окружающему миру. Или, что еще хуже, он превратится в неврастеника либо станет замкнутым, пугливым и необщительным.
Подобные мысли мешают родителям поговорить с малышом о правилах поведения в общественных местах и дать первые уроки личной безопасности. В то время как детские психологи советуют как можно раньше начинать беседы на эту тему. Но и про старые методы лучше забыть.
Как проводить уроки безопасности?
Когда перед родителями стоит задача научить ребёнка правильно переходить проезжую часть, вряд ли они будут говорить ему о том, что дороги — это опаснейшее изобретение человечества, где любая машина может сбить человека. Скорее всего, мама или папа спокойно расскажут о том, как работает светофор, и на какой свет можно переходить проезжую часть.
Правила общения с незнакомцами должны подаваться в таком же ракурсе, то есть без запугиваний и травмирующих детскую психику подробностей. Нужно донести до малыша то, что все люди разные и каждый человек думает по-своему. Преступники рассуждают совсем не так, как нормальные люди, поэтому никто не может сказать, что у них в голове. Судить о том, хороший человек или плохой, можно только тогда, когда хорошо его знаешь. А безоговорочно доверять можно только близким людям и хорошим друзьям.
Определение круга общения ребёнка
Примерно с трех-четырех лет рекомендуется формировать так называемую зону общения ребёнка, то есть объяснять ему, каким людям из его окружения можно доверять, а какие точно попадают в категорию посторонних. Психологи рекомендуют использовать известную методику, которая называется «круги безопасности». Для трехлетнего ребёнка лучше выбрать простую модель из трех зон общения, которые он будет раскрашивать в разные цвета. Хорошо, если ребёнок сможет сам нарисовать круги доверия (при поддержке взрослых).
Для проведения уроков безопасности понадобятся большой лист бумаги и цветные карандаши. В центре листа нужно начертить большой круг и попросить ребёнка нарисовать в нем членов своей семьи и ближайших родственников. Однако в категорию проверенных могут войти не все. Мама должна объяснить малышу, с кем он может выходить без ее разрешения. И кто из этих людей может его обнимать, целовать и дарить подарки.
За первым рисуют второй круг, побольше. В нем ребёнок должен изобразить тех людей, которых он сам считает хорошими знакомыми. Сюда могут попасть не только дальние родственники, взрослые друзья родителей, маленькие друзья ребёнка, родители друзей ребёнка, воспитательница Валентина Ивановна, сосед дядя Ваня и дворничиха тетя Маша, но и продавщица из магазина на углу, в котором мама покупает продукты, а также любимый аниматор из детского кафе, в которое малыш ходит с родителями по выходным. Мама должна объяснить, что с этими людьми можно общаться по-дружески. Но если кто-то из них пригласит погулять или захочет сделать подарок, следует спросить разрешения у мамы или папы.
В третьем кругу рисуют посторонних людей. Причем лучше называть их именно посторонними, а не незнакомыми. Иначе малыш может отнести к этой категории, к примеру, детей из старшей группы детского сада, с которыми он еще не успел познакомиться. Кстати, третий круг можно вообще не раскрашивать. Пусть он будет нейтральным, потому что неважно, какое впечатление эти люди производят на ребёнка.
Посторонних людей, в свою очередь, делят на две группы. В одну входят те, которые вызывают доверие — охранники, врачи, полицейские. Малыш должен знать, что к ним в случае необходимости можно будет обратиться за помощью. Ну а в другую — люди, которые могут быть потенциально опасными.
Комментарий к третьему кругу должен быть примерно таким: «Воспитанные взрослые никогда не подходят к чужим детям, особенно если рядом с ними нет родителей. Они ни при каких обстоятельствах не просят у малышей помощи, не дарят подарки без разрешения родителей, не приглашают погулять, не спрашивают фамилию и адрес. А еще они не трогают, не гладят, не обнимают и не целуют чужих детей. Взрослые могут подойти к чужому ребёнку только в том случае, если он потерялся, ему нужна помощь или его обижают другие дети.
Если кто-то из взрослых ведет себя по другому, значит это невоспитанный человек или преступник. В таком случае вежливость проявлять необязательно. Наоборот, нужно громко и твердо сказать: «Я с посторонними не разговариваю», «Я вас не знаю, поэтому не буду разговаривать», «Мне нужно идти». А можно вообще не останавливаться, а просто сделать отрицательный жест рукой или головой и уйти. Это тоже нормально.
Проводя уроки безопасности, психологи рекомендуют обсуждать с ребёнком поведение злодеев из сказок и мультиков. Пусть малыш попробует ответить, почему в настоящей жизни злодей не рискнет выйти на улицу с пистолетом и в маске? Не нужно подсказывать ему ответ. Важно, чтобы ребёнок сам сделал правильный вывод. Тогда занятия будут намного эффективнее.
Следует рассказать малышу о камерах наблюдения и объяснить, что открыто плохой человек нападать никогда не будет, а, скорее всего, попробует добиться своего хитростью.
Найдите вместе с ребёнком правильные ответы на такие вопросы:
- что злоумышленник может сделать, чтобы увести малыша?
- как он начнет разговор, чтобы другие не подумали, что он чужой?
- что злоумышленник будет делать, если ребёнок закричит или убежит?
- побежит ли он догонять?
что лучше сделать ребёнку в опасной ситуации — громко закричать, чтобы обратить на себя внимание окружающих и напугать злоумышленника, или отбиваться от него — кусаться, щипаться, лягаться и так далее?
Задача родителей — без принуждения, запугиваний и конфликтов научить ребёнка грамотно действовать в опасной ситуации.