Детский сад стал палочкой-выручалочкой для тысяч семей в прошлом веке. Ясли принимали малышей с года и работали в режиме пятидневок, позволяя обоим родителям трудиться на благо страны, роста производства и процветания нации. Сказалось ли это на психике подросшего поколения, вопрос спорный. В наше время все больше противников раннего разлучения с родителями, которые связывают с ним проблемы с физическим и психологическим здоровьем детей. Этот вопрос актуален для большинства родителей, поскольку детский сад необходим для финансового обеспечения семьи. Прожить на одну зарплату в сегодняшних экономических условиях непросто, и мамам нужно выходить на работу.
С какого возраста ребёнок готов проводить время без родительского внимания?
Психологи рекомендуют молодым мамам не изолировать малышей от остальных членов семьи. Несмотря на то, что мать — главный человек в жизни новорожденного, источник спокойствия, безопасности, любви и питания, отец должен участвовать во всех вопросах наравне с женой. Менять пеленки, подгузники, гулять, играть, выбирать одежду и участвовать в вопросах медицинского ухода и питания чада — все это папа может делать не хуже мамы.
В дальнейшем это позволяет малышу и маме разлучаться менее болезненно. Когда на подхвате бабушки с дедушками, тети и дяди, ребёнок с младенчества привыкает, что за ним могут ухаживать не только родители. И с другими взрослыми ему также безопасно и комфортно. Возраст, в котором такие дети могут разлучаться с мамой и папой, индивидуален и зависит от характера, темперамента малыша, но наступает он раньше, чем у мальчиков и девочек, которые проводят время только с мамой.
Стоит смотреть на психологическую готовность ребёнка, его реакцию при уходе мамы, пробуя отлучаться ненадолго, оставляя его под присмотром близких людей, примерно с полугода. В обществе малознакомых людей не рекомендовано оставлять малыша младше двух лет.
Посещение детского сада: за и против
Основной аргумент в пользу посещения детского сада — это социализация ребёнка, общение со сверстниками. Часто родители замечают, что к двум с половиной годам их ребёнок все больше тянется к другим малышам, стремится общаться и играть с ними на площадке.
В этом возрасте дети начинают разговаривать, лучше взаимодействуют с окружающими. И, несмотря на печаль от расставания с мамами, многие из них быстро адаптируются в детском саду. У них возникает привязанность к воспитателям, появляются первые симпатии и друзья. После выходных они радостно шагают в садик. Многие мамы отмечают, что у детей нормализуется режим дня, из-за раннего вставания и активного времяпрепровождения они лучше спят.
У малышей развит инстинкт подражания и коллективных действий, поэтому, начиная ходить в детский сад, они быстро приучаются к горшку и тому, чтобы есть ложкой. Среди минусов посещения детского сада — изобилие вирусов и бактерий.
Адаптация к садику характеризуется не только психологическим стрессом, но и учащающимися заболеваниями. Нередко дети посещают сад пару дней, а затем две недели болеют. Первый год проходит в подобном режиме у большинства семей, за редким исключением.
Другой аргумент против посещения детского сада — психологическая неготовность ребёнка расставаться с мамой, слишком ранний возраст, несовпадение режимов дня, когда для малыша мучительны ранние подъемы или если он не спит днем. Другие индивидуальные особенности, замкнутый характер, неспособность общаться с чужими людьми также требуют особого внимания и взвешивания всех за и против.
Стоит ли родителям перевести ребёнка на домашнее воспитание?
Посещение детского сада в нашей стране — дело добровольное в отличие от школы. И если родители принимают решение забрать сына или дочь на домашнее воспитание до семи лет, то это не проблема, а их выбор.
Аргументы окружающих, что без детского сада ребёнок не получает достаточной социализации и не развивается, не имеют под собой реальных оснований. При должном внимании к малышу, если родители играют и занимаются с ним, читают книги, водят в общественные места, и общаются с другими семьями с детьми — все с ним будет в порядке.
Садик просто берет на себя функцию организации быта детей, пока взрослые на работе, а воспитание — это все равно всегда задача семьи. Никто лучше мамы и папы не знает, как организовать день, занятия и досуг своему ребёнку. Основанием для отказа от детского сада являются частые болезни, а коллектив для него — источник вирусов и инфекций. Или тяжелая адаптация, при которой ребёнок не включается в жизнь коллектива и весь день проводит в ожидании мамы или папы.
В такой ситуации на помощь приходят воспитатели, штатные и частные психологи, они стараются выявить и устранить причину непринятия ребёнком детского сада. Если их вердикт — психологическая неготовность к разлуке с родителями, то стоит отложить это вопрос на несколько месяцев или полгода. Особенно остро стоит этот вопрос для малышей, у которых эмоциональный стресс выливается в физиологические трудности. Например, недержание или запоры, отказ от еды, потеря аппетита и веса, проблемы со сном, затяжные истерики.
Ситуация, при которой сама мама не готова расставаться с малышом, также почти всегда не приносит успеха. Дети остро чувствуют переживания родителей. Ведь если у мамы на глазах слезы, она с тревогой в голосе спрашивает, не обижали ли сына или дочь в саду, то ребёнок будет сам настроен против походов туда. Также может подключиться психосоматика: частые болезни в ответ на стресс и волнения.
Отводя ребёнка в сад, родители должны быть уверены в успехе и необходимости этого мероприятия. Рассказывать о своем позитивном опыте и приятных воспоминаниях из детства, не задавать неоднозначные вопросы и концентрироваться на хорошем.
Школа или домашнее обучение?
Когда речь заходит о школе, стоит понимать, что это обязательный этап в жизни любого человека. Избегать ее посещения стоит в крайних случаях: физической неспособности покидать дом, тяжелых заболеваниях ребёнка. Тогда обучение целесообразно проводить на дому.
Для здоровых детей школа — это не только знания, общение, друзья, первая любовь, но и колоссальный опыт жизни в обществе. Подростковый период часто сопряжен с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и учителями. Но все эти этапы играют роль в становлении ребёнка как личности. Можно прибегать к помощи психолога, брать академический отпуск, менять класс или школу, но отказываться от этой сферы без непреодолимых причин не стоит.