Слово «вирус» в переводе с латинского virus означает «яд». Как предполагают многие ученые, вирусы являются очень древними организмами, но до сих пор нет ясности в вопросе их происхождения и эволюции.
Вирус: открытие Д. Ивановского
Происхождение вируса объясняется различными гипотезами, среди которых лидирующими можно назвать три, хотя ни одна из них не объясняет до конца загадку появления вирусов.
- Гипотеза о клеточном генезисе вируса (или теория кочевания).
Предположительно, отдельные вирусы выросли из ДНК- или РНК-фрагментов, высвобожденных из генома организмов, более крупных по размеру.
- Теория коэволюции.
Возможно, вирусы возникли из сложных сочетаний белков и нуклеиновых кислот в эпоху зарождения живых клеток на планете.
- Регрессивная гипотеза (теория редукции или дегенерации).
Когда-то вирусы существовали в виде мелких клеток, паразитируя в более крупных, но со временем у «вирусных» клеток произошла утрата некоторых генов за ненадобностью.
Вирусная инфекция человечеству знакома давно, только причины таких заболеваний были неведомы. Так, к примеру, на древних египетских фресках встречается изображение жреца с явными признаками перенесенного полиомиелита, описание которому дал легендарный Гиппократ: одна нога тоньше и короче другой.
Вирус как источник заболеваний стал изучаться лишь в конце XIX века. В это время научное сообщество стало активно интересоваться инфекциями, как вирусными, так и бактериальными — эта эпоха даже получила название «золотой век бактериологии». Исследователи понимали, что развитие болезни обусловлено наличием возбудителя, и поиски его стали кульминацией научной деятельности первооткрывателей Луи Пастера и Роберта Коха. Например, именно знаменитая триада Коха стала главным постулатом в определении возбудителя бактериальной инфекции.
Но возбудителя удавалось выявить далеко не при каждом заболевании. Среди прочих стал заниматься изучением таких недугов немецкий агроном Адольф Майер. Его работа (1886 г.) по мозаичному заболеванию голландского табака легла в основу новой науки — вирусологии. Майеру удалось доказать инфекционность табачной болезни.
Мозаичная болезнь беспокоила также отечественных исследователей, поскольку вирус не только губил урожай, но и существенно понижал качество табака. Студенты Петербургского университета Д. Ивановский и В. Половцев в 1887 взялись за изучение рябухи (так в России звалась мозаичная болезнь) табака. Заразив фильтратом сока зараженного растения здоровые побеги, Ивановский подтвердил исследования Майера. В 1902 г. Ивановский выявляет в клетках заболевших растений вирусные включения. Пропустив через бактериальный фильтр Шамберлана-Пастера сок зараженного растения, Ивановский доказывает его инфекционность — фильтрование не помогло стерилизации сока, поскольку приспособление предназначалось для отсеивания микроорганизмов. А вирус, как станет известно много позднее, микробом не является, он — неклеточный инфекционный агент.
Вирусная инфекция
В 1897 г. голландский микробиолог Мартин Виллем Бейеринк в ходе исследовательских экспериментов отмечает нехарактерные свойства возбудителя мозаичной болезни. Ученый дает ему название Contagium vivum fluidum, что в переводе означает «инфекционное живое жидкое». Бейеринк сумел увидеть, что вирусная инфекция может проходить через питательные срезы в анаэробных и аэробных условиях, но не растет на них.
Именно в своих работах, полемизируя друг с другом по вопросу корпускулярности возбудителя, Ивановский и Бейеринк называют его вирусом — так природа вирусной инфекции обрела свою терминологию.
Приоритет Ивановского в открытии вируса несомненен, хотя исследователь — подобно многим своим коллегам-современникам — ошибочно полагал возбудителя рябухи бактерией, которая способна пройти сквозь бактериальный фильтр. Но стоит отметить, что даже Луи Пастер, открывший в 1885 г. лекарство от бешенства, считал, что эта болезнь вызывается ничем иным как микробами очень малого размера.
Неоспоримый вклад в развитие вирусологии внесли также ученые, занимавшиеся болезнями животных. Так, нельзя не упомянуть имя Н.Ф. Гамалеи, молодого врача, соратника Луи Пастера. Будучи в Париже, Гамалея принимал самое активное участие в научных опытах Пастера, затем, заимствуя полученный опыт, возглавил вместе с биологом И.И. Мечниковым две лаборатории Пастеровского института.
В 1897 г. немецкие микробиологи П.Фрош и Ф.Леффлер открывают первый вирус животного — вирус ящура.
В 1898 г. стало известно о таком явлении как лизис бактерий (растворение клеток бактерий под влиянием разных агентов). А в начале XX века французский микробиолог Ф. Д'Эррель и бактериолог из Англии Ф. Туэрт доказывают существование вирусов-бактериофагов (так называют вирусы со способностью поражать бактериальные клетки).
В 1906 г. американский биолог Р. Грэнвилл проводит опыт по выращиванию клеточных тканей на лимфе, что положило начало методу культивирования (выращивания) вирусов на живых тканях.
Антитела к вирусу
Когда вирус попадает в организм, иммунная система выставляет идентификационно-защитный блок: активизирует антитела к вирусу или иммуноглобулины. Антитела к вирусу призваны нейтрализовать чужеродный агент.
Науке известно пять изотипов (классов) антител, каждый из которых отличается конкретной спецификой: IgA, IgG, IgD, IgE, IgM. При выявлении вирусной инфекции большое значение имеют два показателя антител к вирусу: IgG и IgM. Они показывают не только наличие, но и стадии болезни; по ним можно отследить этапы выздоровления.
В первую очередь при заражении вирусом вырабатываются антитела IgM, их можно увидеть на пике заболевания и в периоды обострений хронических болезней.
Антитела IgG наличествуют в крови на протяжении длительной болезни, в период ремиссии и на этапе выздоровления. В отличие от антител IgM, которые существуют в организме не дольше нескольких месяцев, IgG к отдельным вирусам могут оставаться в организме всю жизнь, даже при условии, что инфекция уже побеждена.
По соотношению показателей эти двух иммуноглобулинов врач может определить состояние человека.