Вкусовые пристрастия детей во многом зависят от обычаев питания семьи, однако стоит учитывать и возрастные особенности рецепторного аппарата — о том, как формируется аппетит у ребёнка, MedAboutMe расскажет диетолог. Каким образом избыток сахара может вогнать ребёнка в депрессию, и поможет ли нивелировать последствия чрезмерного употребления сладкого использование сахарозаменителей?
Родители, которые заботятся о питании всей семьи, как собственном, так и своих малышей, могут задуматься о переходе на так называемый «коричневый», тростниковый сахар — действительно ли эта не вполне бюджетная покупка оправдает ожидания? Разберемся со специалистами.
Как меняются вкусовые пристрастия по мере взросления ребёнка?
Вкусовые предпочтения сильно зависят от возраста ребёнка — чем он старше, тем более ему будут нравиться кофе, горькие и кислые продукты. Почему так происходит? Спросим у специалиста.
Анна Ивашкевич, диетолог
С рождения ребёнок начинает получать молоко матери или молочную смесь, его предпочтения чисто физиологические: «ем-живу». У грудничков огромное количество вкусовых рецепторов (около 30 тысяч), с помощью которых четко определяются горький, соленый, сладкий, кислый и вкус жидкости.
Ярче всего выражается реакция на раздражители, которые вызывают ощущение кислого вкуса — а это все кислоты, кроме очень слабых. Вкус зависит от степени диссоциации кислоты, т. е. определяется концентрацией свободных ионов водорода.
В чистом виде соленый вкус у поваренной соли, иные вещества, которые имеют соленый вкус, вызывают дополнительные ощущения сладкого, горького и кислого. Ключевую роль в возникновении соленого вкуса играет анион. Сладкий вкус имеют многие органические вещества: сахар, спирт, эфир. Насыщенность ощущения сладкого зависит от степени растворения сахара в воде.
Раздражителями, которые вызывают горький вкус, являются алкалоиды: хинин, стрихнин, а также некоторые неорганические соединения (соли калия, магния или аммония). Ряд веществ имеет смешанный вкус, например, сладкий и горький (сахарин), сладкий и кислый (лимонная кислота), горький и кислый (пикриновая кислота). Не стоит забывать и о «электрическом вкусе», который появляется при раздражении вкусовых сосочков языка.
Учёные установили, что переходный возраст для вкусовых ощущений наступает после 22 лет, в связи с уменьшением количества рецепторных луковиц языка. Во взрослом возрасте нам начинают нравиться более яркие вкусы: горькое, кислое, соленое. С психологической точки зрения новая пища дает нам новые ощущения. В то время как родители маленьких детей часто могут видеть, что дети отказываются от такой пищи.
На вкусовые предпочтения еще можно посмотреть со стороны нехватки организму какого-то компонента.
Например, подросток или взрослый человек постоянно хочет сладкого — это может говорить о нехватке энергии, усталости, снижения настроения и даже депрессии. Совет: кушайте больше каш, фруктов и ярких овощей.
Если хочется кислого, это может указывать на нехватку магния. Совет: вашими помощниками является арахис, грецкий орех, шпинат и фасоль.
Если очень хочется видеть на столе жирное, возможно, имеется дефицит витамина Д, Е, кальция. Совет: включите в рацион молоко, орехи, морская рыба, морепродукты, брокколи.
«Сахарная зависимость»: существует ли она и чем опасна?
На сегодняшний день существует термин «eating addiction», то есть, зависимость от процесса поедания пищи, зависимость же именно от сладостей учеными обсуждается. Но все сходятся в одном: если умеренное содержание сладкого в рационе только приветствуется, то избыток грозит и ожирением, и сахарным диабетом, и депрессией — и всем этим фактам есть научные обоснования!
Шведский ученый Tappy L. в своем докладе Европейской ассоциации по изучению сахарного диабета рассматривал фруктозу как потенциального врага: сахар в процессе расщепления образует глюкозу и фруктозу. Глюкоза питает головной мозг и все ткани организма, а вот избыток фруктозы частично трансформируется в жир, который губительно воздействует на организм — создает предпосылки для раннего начала развития сердечно-сосудистых заболеваний и экзогенного ожирения.
Каким же образом рацион с большим количеством фруктозы подавляет настроение? Фруктоза при избыточном количестве не всасывается в кишечнике, а выводится — но не просто так, а захватывая с собой в комплексе некоторые аминокислоты! Так, она «уносит с собой» триптофан, строительный материал для нейромедиатора серотонина, который «отвечает» за хорошее настроение и чувство удовольствия от насыщения, утверждает ученый-микробиолог Джулия Андерс. Таким образом, как недостаток, так и избыток фруктозы может запросто стать причиной депрессии.
Стоит отметить, что употребление избыточного количества фруктозы вызывает дискомфортные ощущения в пищеварении даже у относительно здоровых детей, подростков и взрослых. Более 50 г фруктозы в сутки в каждом втором случае вызовет дефицит переносчиков молекул фруктозы и, как следствие, клиническую симптоматику — диарея, дискомфорт и боль в животе, вздутие, а также подавленное состояние. Если учесть, что в настоящее время промышленное производство имеет практику добавления глюкозы и фруктозы практически во все продукты питания: йогурты, творожки, хлеб, даже мясные продукты — неудивительно, что многие мамы сталкиваются в той или иной мере с данными проблемами!
Стоит отметить, 50 г фруктозы может содержаться в 5 грушах, 8 бананах и 6 яблоках. Или всего в нескольких плодах и остальное ребёнок может съесть с «неправильными» продуктами питания — многие производители добавляют концентрированный глюкозно-фруктозный сироп («взрослые» соки, промышленное варенье, в том числе порционное «к завтракам» и проч.). Поэтому нужно внимательно читать этикетки.
Анна Ивашкевич, диетолог
У младенцев сладкие вещества вызывают сосательные движения и спокойствие, а вещества, обладающие горьким, кислым и соленым вкусом, вызывают закрывание глаз и неудовольствие. Условные рефлексы на вкусовые раздражения можно выработать у ребёнка на втором месяце после рождения. Выработка дифференцировки сладкой воды от простой возможна в конце второго месяца. Различение вкусовых свойств пищи хорошо выражено у детей к концу первого года жизни.
В молоке матери есть сладкая лактоза, которую очень хорошо воспринимает младенец. Далее количество рецепторов с годами сокращается. Горький вкус взрослый человек и ребёнок воспринимают по-разному. Ребёнок чувствует его сильнее раза в три.
Маленькими детям прикорм желательно начинать не со сладких пюре, а с овощных или каш, чтобы фруктоза или глюкоза не были ведущими в дальнейшем рационе ребёнка.
Понятно, что с младенчества мы запоминаем, чем мама кормила нас (сладкая лактоза). Приятные воспоминания отражаются на продуктах, если это было подкреплено. Ты получил пятерку, нарисовал картинку, сложил пазл — держи конфетку, фрукт, печенье. И на этой основе начинает формироваться рефлекс, что за что-то правильное будет что-то вкусно. И в тяжелых моментах жизни, чтобы вспомнить это приятное, мы не задумываемся и тянемся за «вкусняшкой». Будущим и настоящим родителям стоит хвалить ребёнка, дарить любовь без данных подкреплений.
Дети смотрят и повторяют, как едят их родители.
Когда ребёнок сам способен покупать себе еду, есть опасность, что он поддастся на вкусовой усилитель, которыми полон FastFood. Сахар в умеренном количестве не вреден; но ребёнок может хотеть его есть больше за счет того, что он заставляет вырабатывать организм дофамин — так называемый гормон счастья (алкоголь, никотин также способствуют выработке этого гормона). Но слишком ограничивать нельзя, так как это приведет к формированию чего-то запретного и желанного, или опять-таки формированию «вознаграждения за что-то».
Сахар не вызывает гиперактивность детей, а, наоборот, способствует концентрации внимания и усидчивости. Исследование Дэвида Бентона, психолога в Университете Свонси (Великобритания) подтвердило, что в течение получаса после употребления сахаросодержащих напитков 9-11-летние школьники лучше концентрируются при выполнении математических задач и тестов на запоминание.
Дети любят сладкое еще и потому, что оно дает заряд энергии, который так необходим при активном росте.
Какой сахар выбрать: тростниковый vs рафинированный
Некоторые мамы пытаются оздоровить питание всей семьи, прибегая к сахарозаменителям или «более полезному» тростниковому сахару — послушаем экспертов, оправдана ли эта тактика?
Эксперт Росконтроля, Сенина А. А., врач-эндокринолог утверждает, что переплачивать за тростниковый сахар нет особого смысла.
С одной стороны, любой сахар на 99,98% состоит из легко усваиваемых углеводов — сахарозы, глюкозы, фруктозы — будет ли он белым или коричневым. Любой сахар (тростниковый, из сахарной свеклы, рафинированный или нет) является источником «пустых» калорий, что в условиях избыточного поступления и недостатка физической активности быстро приведет к набору массы тела и детскому ожирению.
С другой стороны, из нерафинированного тростникового сахара получают так называемую концентрированную черную патоку, мелассу — по сути, это тот же сахар, но с витамином B6 и микроэлементами (кальций, железо, магний, калий). На западе она даже продается отдельно и используется вегетарианцами для восполнения дефицита железа. Однако, в пересчете на 1 порцию сахара (15-20 грамм), разница в подобном «полезном дополнении» между рафинированным и нерафинированным сахаром снижается до исчезновения.
Как утверждает эндокринолог А. А. Сенина, если мама задумывается о пересмотре рациона для всей семьи, стоит вовсе отказаться от добавления сахара на стол: «сахар — это всегда просто сахар, с практически одинаковым воздействием на организм». Минимальное допустимое (согласно данным ВОЗ) количество сахара (6 чайных ложек в день) каждый член семьи сможет получить из продуктов питания.
Как показывают данные статистики, сегодня примерное потребление фруктозы гражданина США составляет 80 г, в то время как старшее поколение в прошлом веке употребляло около 16-24 г. (чай с медом и умеренное количество фруктов). Нам стоит последовать их примеру, по максимуму исключить «рафинированные» продукты питания (торты, пирожные, сладкие газированные напитки) и научить детей самоконтролю с детства: пусть с чаем будет бутерброд с маслом и медом или вареньем — выбор будет зависеть от наличия или отсутствия аллергии.