Почему для детей сказок в стихах намного больше, чем романов для взрослых? Ответ на этот вопрос прост. Стихи имеют мелодичное звучание и нравятся малышам. Но кроме этого стихи для детей влияют и на развитие ребёнка.
Положительное влияние рифм
Во всех центрах раннего развития, детских садах и младших классах школ уделяют большое значение заучиванию стихов наизусть. И это неспроста. Дело в том, что процесс запоминания стихотворных историй, сказок и потешек выполняет несколько важных функций:
- Тренирует память. Стихи намного легче запоминаются, чем проза. Именно поэтому прозу пересказывают, а стихи рассказывают. Регулярное заучивание рифмованных рассказов развивает головной мозг, мышление и память. При этом необязательно заставлять ребёнка всё учить. Малыш, услышав несколько раз понравившееся стихотворение, начнёт подсказывать слова, если вы сделаете паузу, а потом будет рассказывать стишок маме, папе, бабушкам и дедушкам.
- Формирует словарный запас. Кроме обычных слов дети усваивают различные словоформы. Многие стихи написаны давно, и там присутствуют слова, которые в жизни употребляются редко. Ребёнок спрашивает значение, и так в его арсенале появляются новые слова.
- Развивает речь. Словосочетания из стихотворений отличаются от словесных оборотов в повседневной жизни. Когда малыш повторяет стишки, он привыкает к сложносочинённым предложениям. Кроме этого, повторение вслух является тренировкой речевого аппарата.
- Формирует фонетический слух. Стихи помогают различать звуки, способствуют запоминанию правильного произношения.
- Повышает уровень эрудиции. Стихотворения рассказывают ребёнку о новых предметах, показывает сравнения и метафоры. Ответы на вопросы, появляющиеся в момент прослушивания детских произведений, расширяют кругозор малыша. С помощью рифмы можно выучить алфавит, ведь буква, про которую есть стишок, запомнится легче.
- Развивают воображение. Дети визуализируют услышанное, представляют себе героев и их действия. Развивается ассоциативное мышление.
- Формируют социальный интеллект. Дошкольники и школьники младших классов учатся общению у любимых героев, получают знания, как нужно действовать в различных ситуациях.
- Развивают эмоциональность и эмпатию. Поэзия направлена на извлечение эмоционального отклика, вызывая переживания за героев.
- Воспитывают эстетическое восприятие мира. Описания природы и внешности развивают вкус малышей.
- Воспитывают нравственность. С помощью стихов автор учит различать хорошее и плохое, шутку и обман. Появляются понятия зла и добра, которое всегда побеждает.
Как учить стихи
Заучивание рифмованных произведений развивает малыша и приносит пользу. Но если вы начнёте заставлять ребёнка учить против его желания, то можете оттолкнуть его от поэзии. Чтобы этого не случилось, выбирайте стихи, которые нравятся малышу. Учитывайте его возраст и возможности.
Если ребенок еще плохо выговаривает слова, подбирайте стишки с простым произношением. В этом случае неудача не будет расстраивать малыша. Хвалите его, даже если не всё получается. Постепенно подбирайте более сложные строчки.
При заучивании стихов нужно помнить про правило трёх «П»: прочитать, понять, представить.
После прочтения поговорите с малышом, пусть он задаст все появившиеся вопросы. Ответьте на них спокойно и максимально полно. Не нужно раздражаться, если вам вопрос покажется глупым. Если вопросов нет, то сами задайте вопрос — о чём этот стишок, что понятно, что непонятно.
А затем можно посмотреть на картинках, как выглядят герои или попросить малыша рассказать о его видении текста.
Когда ребёнок будет понимать о чём стихотворение, он легко выучит его, повторяя за вами каждую строчку.
Учить стихи можно с 2-3 лет, но читать ребёнку потешки и стихи-малышки нужно начинать с младенчества. Лучше иллюстрировать их игрушками и обязательно читать с интонациями. Так дети учатся познавать мир, и при этом развивается их речь.
Использованы фотоматериалы Unsplash