Этично ли приучать детей к охоте и рыбалке? Не нарушит ли умение убивать живое существо детскую психику? MedAboutMe представляет два взгляда на одну проблему и приглашает к дискуссии.
Охота и рыбалка для современного горожанина
Человек эволюционировал тысячелетиями как охотник, рыболов, собиратель, земледелец и пастух. У него в крови азарт охоты, радость добычи, то особое чувство единения с природой, где каждое живое существо — либо охотник, либо добыча, или кому как повезет.
Развитие общества загнало Хомо Сапиенса в каменные джунгли, где идет конкуренция другого рода, а пищу можно не собирать и ловить, а просто купить в супермаркете.
Но таинственный зов предков гонит прочь из городов туда, где все возвращается на свои места, где добытчиком становится не тот, кто отхватил выгодный заказ, подсидев конкурента, а тот, кто сумел добыть большую рыбу, не спасовать перед кабаном или выследить лисицу.
Мужчины и женщины уходят на рыбалку и охоту, чтобы остаться наедине с природой и ощутить себя ее частью. Чтобы научиться слышать ее голоса, улавливать запахи, не заглушаемые бензиновой гарью, видеть звезды и понимать, что такое экология, не на плакате, а на собственном опыте. Потому что рыболовы и охотники одними из первых замечают изменения, происходящие в окружающей среде: исчезновение привычных животных и птиц, обмеление рек и озер, гибель лесов и их обитателей.
Удивительно ли, что охотники и рыболовы хотят передать свое отношение к природе своим детям? Почему же иногда их обвиняют в неэтичности, в нанесении вреда детской психике — ведь охота и рыбалка подразумевают убийство живых существ. А как же заповедь «Не убий»?
«Мой отец был страстным охотником и рыболовом. И всегда, когда он возвращался с охоты, он приносил мне какой-нибудь гостинец «от зайчика». А я передавал тому «зайчику» морковку или капустную кочерыжку, и с нетерпением ждал ответного подношения, даже если это был простой кусок хлеба с солью. Однажды отец пошел на охоту вместе с приехавшим к нам в гости дедом. Мне было лет пять тогда. И вот представьте: возвращается папа, достает из кармана горсть карамелек и протягивает мне с обычной присказкой — «от зайчика». И тут входит дед, который не знал ничего о нашей традиции и услышал только «зайчик». И с радостным — «О-хо-хо, а вот и тот самый зайчик!» — достает из мешка обвисшую окровавленную тушку с длинными ушами. Я от шока и горя не мог разговаривать несколько суток, а деда просто возненавидел. Ну нельзя так с детьми.»
Воспитание детей на крови?
Если заглянуть на форумы охотников, то на каждом из них обязательно нет-нет, да и всплывает тема о том, когда пора приучать ребёнка к охоте. Стороннему наблюдателю может показаться, что охотникам крайне важно, чтобы дети были причастны к их увлечению. Некоторые родители даже пытаются привлечь своих детей к охоте насильно.
С другой стороны, в городах активно работают природозащитные активисты, требующие запрета на любое насилие по отношению к животным, вегетарианцы и веганы обрушиваются на всех, кто проливает кровь, ест мясо и носит кожу и меха.
И, надо признать, обе стороны приводят в защиту своей позиции достаточно веские доводы.
С отцом на охоту: доводы «За»
В современном мире человек оторван от природы, он вынужден жить в стремительном темпе города. Выезд на рыбалку или охоту дает возможность отрешиться от повседневной суеты, расслабиться и вернуться к истокам — к простой и понятной жизни наших предков.
Страсть к охоте заставляет знать и понимать природу. Охотники гораздо ближе к природе и животным, чем городские зоозащитники, которые не способны отличить дрозда от вальдшнепа. Если вообще знают о существовании последнего.
Большинство современных детей испытывают огромный дефицит общения с родителями, и особенно — с отцами. Выезд на охоту или рыбалку помогает восполнить этот дефицит, наладить понимание, обрести подлинную близость и разрешить конфликт поколений.
Условия жизни на природе предполагают большую степень самостоятельности и ответственности, что очень важно для воспитания детей.
Время, проведенное с родителями на рыбалке или охоте, ребёнок проводит на свежем воздухе, получая яркие впечатления и новый опыт. Это лучше, чем просидеть те же часы у компьютера, осваивая виртуальную реальность и прокачивая виртуальные мышцы или способности.
Мои ровесники только и делают, что сидят за компьютером или уткнувшись в смартфоны. Они могут сколько угодно осуждать меня за то, что я учусь охотиться и ловить рыбу, но спросите любого из них, что они знают о живущих в наших краях птицах, зверях, о том, какая рыба плавает в нашей речке, где восходит солнце и как звучит соловьиная трель на рассвете — и они ничего вам не скажут. Даже если участвуют в митингах зоозащитников и жалеют птичек и котиков. Я звезды впервые увидел, когда отец меня вытащил на рыбалку. Надо почувствовать себя частью природы, чтобы ее по-настоящему полюбить. Для этого я и хожу на охоту с отцом. Да, я стреляю по живым существам, но у настоящих охотников есть правило: добывать только то, что ты собираешься съесть или использовать практически другим образом. Вот я как раз и знаю цену мясу на столе, а не мои сверстники, которые думают, что в супере котлеты появляются сами собой. И еще одно для меня очень важно и дорого: возможность заниматься мужским делом вместе с отцом. Это очень здорово помогает понять друг друга.
Я взял своего сына на рыбалку впервые, когда ему было года три. Когда ему исполнилось 5 лет, мы отправились на охоту. Для меня было открытием, насколько хорошо дети понимают природу и ее законы, насколько они восприимчивы и чисты. Ребёнку проще понять идею бережного отношения к природе, если это отношение практично. Надо убирать за собой мусор, потому что ты сам приедешь потом сюда еще, и споткнешься о брошенную тобой же бутылку от воды. Надо беречь чистоту реки, потому что иначе из нее исчезнет вся рыба, и негде будет купаться. Надо беречь леса, потому что это они дарят чистый воздух, грибы, чернику и возможность добыть рябчика к столу. И мой сын, который добыл первую куропатку в 8 лет, отлично все это понимает. Его отношение к природе — осознанно бережное. А вот есть у нас знакомая семья, истовые противники «убийства невинных животных», зоозащитники и гринписовцы. Так после того как они выезжают на пикник, в лесу остается натуральная рана — мусор, загаженная поляна, кострище прямо у корней дерева и оглушенная их воплями и музыкой живность на три километра в округе. И они еще осуждают нас за любовь к охоте…
Меня отец брал на рыбалку лет с трех, на охоту — с 6 или 7 лет. И хотя я всегда обожала всю живность, меня почему-то не травмировали ни добытые им красивые уточки, ни пойманные огромные щуки с зубастыми челюстями, напоминавшие мне крокодилов. Охотиться я не начала, но рыбалку полюбила, и ни за что не откажусь при случае посидеть с удочкой. Когда мой муж впервые спросил меня очень осторожно, не против ли я, чтобы он взял на охоту нашего сына, я даже удивилась. Почему я должна быть против? Да, мы сейчас живем в большом городе, где для пропитания достаточно сходить в магазин. Но кто знает, как повернется жизнь? Я уверена, что лучше уметь добывать себе пищу охотой и рыбалкой, чем надеяться только на магазин. Кроме того, для правильного формирования личности мальчику просто необходимо пройти через определенные испытания и проводить время вместе с отцом, занимаясь исконно мужскими делами. И добыча пищи — именно такое мужское дело. И еще: пусть лучше сидит с отцом на рыбалке, чем пялится в компьютер и увязает в виртуальных игровых мирах.
«Не убий!» или доводы «Против»
Сторонники экологической этики настаивают на том, что охота и рыбалка должны быть запрещены точно так же, как собачьи бои, коррида, традиционное убийство дельфинов на датском острове или притравочные станции для натаскивания охотничьих собак.
Потому что в 21 веке нет необходимости убивать животных для пропитания, и тем более — учить этому детей.
Многие охотники начинают вовлекать детей в кровавое занятие в том возрасте, когда у ребёнка еще нет понимания такого явления, как смерть. И умение убивать неизбежно нарушит формирование правильного, уважительного отношения к чужой жизни, нанесет вред психике ребёнка и может превратить его в циничного, хладнокровного потребителя.
Психика ребёнка может пострадать даже от того, что на рыбалке приходится пронзать крючком живого червяка, а что же говорить о стрельбе в птицу или животное? Нет ли двойных стандартов в отношении к убийству, если подстрелить из рогатки голубя в городе — это жестокость и хулиганство, а когда тот же голубь добыт на охоте, то это уже не жестокость, а «удачный выстрел» и добывший птицу — молодец, а не хулиган?
Родители должны понимать: то, что они разрешают делать в своем присутствии и под своим контролем, рано или поздно будет сделано и без них — ради хвастовства перед сверстниками. И умение обращаться с оружием может обернуться преступлением против человека. По статистике, большинство инцидентов с огнестрельным оружием среди подростков связаны именно с охотничьими ружьями. Нельзя это игнорировать.
Охоту вообще нужно запретить! В современном мире нет необходимости убивать животных для пропитания. И преступно учить убийству детей, когда у них еще не сформировалось понимания того, что такое Жизнь и Смерть. Они убивают живое существо, не понимая, что делают, а их учат гордиться «добычей». Не удивительно, что потом вырастает личность, не уважающая чужую жизнь и с легкостью ее отнимающая.
Я считаю, что родителей, вовлекающих детей в свои кровавые увлечения, нужно наказывать. Особенно если речь идет о так называемой спортивной охоте, когда животных убивают даже не ради еды, а только ради трофея, ради удовлетворения тщеславия. Детей, которые должны бы любить все живое, учат отнимать жизнь легко, походя и с удовольствием. Это не может не наносить ущерба детской психике.
Страсть моего бывшего мужа к охоте и рыбалке довела нас до развода. Так вышло, что наш сын с 6 лет перестал есть мясо. А когда стал постарше, увлекся не совсем «мужским» делом — шитьем и моделированием одежды. В 11 лет сшил свои первые брюки по собственной выкройке, потом рубашку, а теперь может сшить все что угодно. И это страшно бесило его отца, который считал, что «настоящему мужику» положено любить мясо, охоту и автомобили. Он буквально насильно пытался навязать свой образ жизни нашему сыну, заставляя его ездить с ним на охоту, потрошить убитую дичь или рыбу. Я поняла, что он сломает психику Олега, и мы развелись. С тех пор я думаю, что люди, жестокие к животным, не могут не быть жестокими по отношению к людям тоже. Даже к самым близким и любимым. Нет, охота — это ужасный пережиток дремучего прошлого, ее не должно быть в современной жизни.
Два взгляда на одну проблему: истина где-то рядом
Все дети разные, но каждому ребёнку рано или поздно придется столкнуться с вопросами бытия, с понятием Смерти, и ее связи с Жизнью. Любить природу можно по-разному, и охота не обязательно связана с жестокостью или бездумным убийством. А уж рыбалка тем более. Настоящий рыбак ценит сам процесс, а не результат.
Каждый родитель вправе предложить детям участие в своем увлечении, но необходимо подходить к этому очень осторожно и деликатно. Возможно, совместное хобби послужит основой для построения особенно близких и доверительных отношений с детьми. Но если ребёнок не проявляет интереса или противится — не настаивайте. Дети не обязательно должны разделять ваши увлечения.
Хотя я сам никогда не увлекался охотой, я не могу осуждать охотников. Хотя бы потому, что рыбалка, которую я люблю, по большому счету ничем не отличается от охоты и тоже заканчивается убийством живого существа.
Никогда раньше, до наступления 21 века, не возникало сомнения в этичности рыбалки или охоты. Более того — это считалось достойным занятием для детей, частью их воспитания. А теперь природозащитные организации объявляют о том, что рыбная ловля нарушает права животных.
Рыбалка перестает быть приятным времяпровождением, способом ощутить спокойное единение с природой, помедитировать под плеск воды. Раньше удочка была у каждого мальчишки, а теперь они даже не знают, за какой конец ее держать, зато отлично управляются с виртуальной ловлей компьютерных рыбок. Отказываясь от охоты и рыбалки, мы отказываемся от веками наработанного способа передачи нашим детям опыта общения с природой. Мы обвиняем охотников в жестокости, хотя вред, наносимый ими природе, не идет ни в какое сравнение с тем уроном, который наносят современные технологии и люди, не знающие о природе ровным счетом ничего.
Да, не все просто с этичностью охоты и рыбалки. Но и сама природа не проста, не милосердна и далеко не однозначна.