Воспитание детей — процесс не одного месяца, и даже не одного года. Конечно, ситуация в каждой семье индивидуальна, на нее влияют не только родители и другие члены семьи, но и соседи, воспитатели, учителя, СМИ, Интернет и т.д. Но, все-таки, существуют универсальные приемы воспитания детей, о которых расскажет портал MedAboutMe.
Режим дня — первый шаг в воспитании детей
Как это ни банально звучит, но режим дня — первый шаг на пути воспитания детей. С помощью этого приема родители могут решить множество проблем. Распорядок дня лучше разработать совместно с ребёнком, оформить его празднично и расположить в прямой видимости ребёнка, а еще лучше, если он будет находиться рядом с часами. Тогда дети охотно соблюдают время сна, игр, чтения, выполнения уроков, приема пищи. Но обязательно помните, режим дня — для ребёнка, а не наоборот.
Родители могут создать семейные традиции
Ничто так не объединяет семью, как семейные традиции. Это могут быть развлекательные походы, настольные игры, выезды на природу, посещение старших родственников. Можно закрепить традиции больших и малых семейных обедов или ужинов. Большие ужины приурочить к праздникам, например день рождения, Рождество, а малые ужины — ежедневный или еженедельный сбор всех членов семьи за общим столом. За такими ужинами происходит общение между членами семьи, обсуждение вопросов, обмен впечатлениями, закрепляются семейные шутки и пословицы, рассказываются забавные истории из жизни детей и родителей.
Активное слушание и беседа с ребёнком
Дайте ребёнку выговариваться, особенно, если он перевозбужден и расстроен, а задача родителей в этом случае — слушать, слушать и еще раз слушать. Нельзя перебивать ребёнка, а лучше стимулировать выплеск эмоций словами: «Я здесь и никуда не ухожу. Я готов(а) тебя слушать. Что было потом?». Воздерживайтесь от отрицательных характеристик, не это сейчас важно. Выслушав ребёнка, подведите итог сказанному: «Я понял(а) так: вы не поделили игрушку, подрались, и теперь не будете никогда дружить? Правильно?» И независимо от того, одобряете ли вы поступок своего чада или нет, скажите ему, как его любите, поддержите детское желание рассказывать вам о своих проблемах.
Беседа — вот еще один прием для налаживания родителями доверительных отношений с детьми. Но вряд ли родитель получит ответ, если напрямую спросит ребёнка: «Какие у тебя проблемы?». Лучше для этих целей выбрать вечернее время перед сном. И для начала следует поделиться своими впечатлениями, своими эмоциями, а уж затем спросить ребёнка о прошедшем дне: «А как у тебя сегодня дела? Мне кажется, ты чем-то расстроен».
Понятно, что в современном мире у работающих родителей не так уж много времени для бесед и активного слушания, но выделите на это время, отложив все «неотложные» дела. Поверьте, такое общение с детьми привнесет доверие в семью и окупится сполна.
Переключение внимания работает не только с малышом
Переключать внимание малыша умеют все взрослые — раз, и отвлекли капризулю погремушкой или ярким аксессуаром. И ребёнок уже забыл, что хотел плакать. Но вот при общении с более взрослыми детьми или даже подростками все забывают о таком приеме воспитания. А ведь эффект неожиданности срабатывает и в этом случае. Конечно, игрушкой их уже не отвлечь, но нетривиальные приемы только приветствуются. Дерущихся и кричащих детей можно обрызгать водой или накрыть их одеялом, а если станцевать или спеть, то эффект будет просто поразительный.
Метод присоединения к эмоциям детей
Метод присоединения состоит в том, что родитель настраивается на эмоциональную волну ребёнка, при этом постепенно снижая ее накал. Например, можно начать плакать вместе с ним, впоследствии уменьшая громкость и переходя в конце на шмыганье носом. Можно присоединиться к драке ваших детей, конечно, в шутку, используя, например, подушку или мягкие игрушки. Дети в данном случае с одной стороны, отвлекаются на такие действия взрослых, а, с другой стороны, начинают им подражать. Конфликт, как правило, исчерпывается и эмоции идут на убыль.
Научите ребёнка играть самостоятельно
Не стоит ждать от ребёнка самостоятельной игры, если его к этому не приучили родители. Ведь малыш с таким умением не рождается, оно прививается в процессе игры с мамой или папой. Важно показать игру или игрушку, все возможности, что с ней можно сделать, чем она интересна. Начните играть вместе, увлеките, объясните правила, дайте небольшое игровое задание, затем выйдите из комнаты, оставив малыша на непродолжительное время играть самостоятельно. Вернувшись, продолжите игру. Не обязательно ждать новых игрушек, используйте то, что есть в окружении, фантазируйте. Стулья и покрывала подойдут для строительства шалаша, дощечки — для дорог, подушки — для трамплина и т. д. Самостоятельность в игре — большое подспорье в дальнейшем обучении в школе. Как правило, такие дети не требуют особенного контроля за выполнением домашних заданий.
Замените фразы — штампы
Многие родители используют расхожие фразы — штампы, сами не замечая этого. Видя, что в комнате не убрано, задают вопрос: «Ты прибрался в комнате?». И если маленький ребёнок еще, возможно, броситься убираться, то у подростка найдется множество ответов на этот вопрос. Поэтому замените вопросы с очевидными ответами на выражение: «Мне показалось. Я заметила». Например, скажите: «Я заметила, ты обидел нашу кошку, поговорим об этом», «Я заметила, ты не убрался в комнате. Может тебе требуется помощь?», «Я заметила, ты надел грязную рубашку, давай переоденем». Откажитесь от вопросов детям, не требующих ответов: «Ты почему меня не уважаешь?», «Ты хочешь моей смерти?». И вообще, стоит следить за своим лексиконом, ведь очень скоро он перекочует к малышу.
Делайте перерыв или тайм-аут
Давайте и себе, и детям перерыв или так называемый тайм-аут в отношениях и делах. Иногда необходимо время, чтобы остыть от эмоций и успокоиться. Если разговор зашел в тупик всегда можно сказать: «Все, я не готов дальше это обсуждать. Дайте мне десять минут собраться с мыслями». Используя этот метод, взрослые не только подстраховывают себя от необдуманных и неверных решений, но и приучают ребёнка к этому. Но в данном случае, необходимо позволять и ребёнку тоже брать перерыв в общении с родителями.