Кто такой дисциплинированный ребёнок? В понимании взрослого, чаще всего, дисциплина дает детям способность слушаться старших, соблюдать правила в семье и обществе, без напоминания выполнять свои обязанности, которые есть у каждого ребёнка, в зависимости от возраста.
Как нужно строить воспитание, чтобы ребёнок стал более «собранным», внимательным, понимал природу отношений? Какие привычки в характере и поведении помогают ему стать дисциплинированным, а какие — наоборот, препятствуют этому? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.
Детский сад, школа или родители?
Некоторые родители ошибаются, когда думают, что дисциплинированность в детях воспитывают детский сад или школа. В таком случае, взрослые, с рождения ребёнка, не обращают внимания на его привычки и характер, ожидая, что, когда он пойдет в детский коллектив, то там его всему научат — как быть прилежным, почему важно слушать старших, что делать, если что-то очень хочется, но нельзя, почему нужно соблюдать правила и быть осторожным.
Думая таким образом, родители ошибаются. Ответственность за воспитание и развитие малыша лежит, прежде всего, на матери и отце. Воспитатели и учителя в школе, несомненно, оказывают влияние на становление характера ребёнка и развитие в нем дисциплинированности, однако, базовые принципы формирования ответственности и самостоятельности закладываются родителями. Это происходит не в то время, когда дети начинают хорошо разговаривать, знакомятся с миром отношений, усваивают правила поведения в обществе, а с момента появления малыша в семье.
На становление дисциплинированности оказывают влияние все явные и скрытые родительские послания. Если дети, в дошкольном или школьном возрасте, наблюдают, что мать или отец могут с легкостью отказываться от выгодных профессиональных предложений, ленятся, не доводят начатое дело до конца, пренебрегают здоровым образом жизни, часто нарушают установленные правила, не сдерживают обещания, то они, скорее всего, скопируют такие способы поведения и тогда воспитать в них дисциплинированность будет очень сложно.
Дисциплинированный ребёнок — с чего начать?
Для того, чтобы привить ребёнку дисциплинированность, родителям, прежде всего надо начинать с себя — воспитать дисциплину в себе и показать пример своей организованности ребёнку. И чем раньше начать это делать, тем быстрее можно получить намеченный результат. Ведь дети берут пример с родителей. Начать необходимо со следующих моментов:
- организация режима дня;
- соблюдение правил и норм поведения, введенных в семье;
- поддержание семейных традиций;
- наведение порядка на своем месте;
- уход за собой и забота о своем теле.
Наблюдая за общением в семье, дети, постепенно, приобретают опыт и начинают формировать свой образ и модель поведения. Им надо рассказывать, что нарушать дисциплину нельзя, иначе, за совершенный проступок, последует наказание или они сами пострадают от собственных действий. Не всегда привить дисциплину получается безболезненно. Чтобы смягчить этот момент, необходимо найти «золотую середину» между любовью, лаской и контролем над поведением ребёнка.
Привычка быть строгими
Когда родители приучают ребёнка к порядку и самоконтролю, воспитание дисциплины может сочетаться со строгостью. К чему приводит привычка взрослых «держать ребёнка в ежовых рукавицах»?
- дети слушаются родителей, только, когда боятся их;
- ребёнок утрачивает доверие к матери или отцу.
Часто, строгость имеет свойство работать лишь до подросткового возраста — когда ребёнок взрослеет, он начинает активно сопротивляться тому, что навязывают ему родители, пытается всеми силами избежать ответственности, приобретает привычку обманывать старших.
Дисциплина — это правильно и хорошо с точки зрения воспитания. Однако, родителям стоит помнить о том, что она не должна напоминать армейские уставы и законы. Хорошо, если все члены семьи понимают, что такое дисциплина и соблюдают ее, однако, им не запрещено при этом радоваться, улыбаться, общаться друг с другом, строить теплые отношения, проявлять и чувствовать любовь.
Беспрекословное подчинение, невозможность заявлять о своих мыслях и чувствах, приводят к тому, что дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе, начинают испытывать сложности во время общения с окружающими.
Дисциплинированный ребёнок почти всегда будет организован, собран и самостоятелен. Ребёнок с хорошей самодисциплиной будет знать и помнить свои обязанности. Соответственно, учиться ему будет очень легко, так как он будет уверен в своих силах.
Ошибки в воспитании детей
В некоторых семьях родители считают, что совсем не обязательно навязывать детям правила поведения, вменять им определенные обязанности и «пускают все на самотек». Это является главной ошибкой, которая, со временем, приведет к тому, что с возрастом у ребёнка могут сформироваться негативные черты личности — он может стать нервным, обидчивым, капризным.
Такой ребёнок не умеет сдерживать свои эмоции, и, в результате, его психика становится ранимой. Детям нужно правильно и грамотно рассказывать о том, какие правила нужно соблюдать в семье и обществе. Например, не разбрасывать свои вещи, следить за порядком в комнате, учить уроки, после ужина мыть посуду, быть вежливым с окружающими.
Для того, чтобы ребёнок научился быть дисциплинированным и ответственным за свои решения, взрослым нужно быть более терпеливыми с ним. Не кричать и не ругать, если он совершил проступок, ошибся, а спокойно объяснить, что было сделано неправильно. После этого, следует вместе с ним проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать правильный вывод.
Если ребёнок устал, нервничает, проявляет непослушание, необходимо дать ему отдохнуть и на время оставить в покое — то есть, дать ему небольшую паузу в отношениях.
Следует помнить, что не следует устанавливать слишком много правил для ребёнка. Чем их будет меньше, и, чем большей четкостью они будут отличаться, тем лучше он их усвоит.
В подростковом возрасте дети сталкиваются с разными трудностями, узнают много нового и, при отсутствии дисциплины и организованности, им может быть трудно мыслить самостоятельно и решать различного рода проблемы. Дисциплина позволяет раскрыться, стать сильной личностью, чувствовать свои и чужие границы, уверенность в себе и завтрашнем дне.