Когда в семье появляется ребёнок, родители берут на себя дополнительную ответственность. Она проявляется в уходе за малышом, организации условий для его полноценного роста и развития, и иногда отказах от своих собственных потребностей.
В настоящее время воспитание единственного ребёнка не является чем-то необычным. Родители часто целенаправленно не заводят больше детей, чтобы те ни в чем не нуждались. Так часто происходит в семьях, где есть материальные трудности, нет собственного жилья, возможности создать детям все условия для общего и дополнительного образования.
Иногда взрослые люди принимают решение не заводить второго ребёнка по причине построения карьеры или находясь в обучении. Так, пока мать или отец занимаются своим профессиональным ростом, он растет один. Для некоторых родителей вопрос появления второго малыша стоит очень остро. Когда они по тем или иным причинам не могут себе позволить увеличить количество членов семьи, то переживают, что их первенец и единственный наследник может вырасти эгоистом.
Чем отличается психология ребёнка, который воспитывается один от детей, имеющих братьев и сестер? Действительно ли проблема детского эгоизма рождается на фоне воспитания единственного ребёнка?
Психология единственного ребёнка в семье
Главная потребность детей — получать любовь и внимание старших. Когда дети растут вместе с братьями и сестрами, время родителей делится пополам. Поэтому в многодетной семье дети могут конкурировать за удовлетворение базовых желаний друг с другом, обижаться, стараться заслужить похвалу старших. Общение в семье, где больше одного ребёнка, не всегда делится поровну. Дети растут и учатся уступать друг другу, приходят к пониманию того, что взрослые не всегда могут дать все только им.
Единственный ребёнок получает заботу и внимание от старших в полном объёме. Однако это совсем не означает, что такой подход будет способствовать развитию в нем эгоистических наклонностей. Возможно, у него будут наблюдаться сложности с понятием того, что другие люди тоже могут в чем-то нуждаться. Будет ли это так, зависит от того, смогут ли родители привить ему чувство сострадания и эмпатии к другим.
Когда детей в семье двое или больше, они с детства учатся делить игрушки и сладости. Часто для них не представляет сложности отдать свою вещь на время или подарить кому-то. Это не значит, что единственный ребёнок не будет ни с кем делиться. Умение давать что-либо другому человеку воспитывают родители. От их правильной позиции зависит и то, насколько будет принят ребёнок в группе сверстников и то, как легко он сможет расставаться со своими вещами.
Когда родители стеснены в финансовых возможностях, дети, если их больше одного, могут не дополучать возможностей учиться по своим способностям. Одному ребёнку в этом смысле повезло сильнее — для его образования и развития взрослые могут иметь больше ресурсов, чем, если бы их было несколько. Однако это также не свидетельствует о развитии эгоизма, а скорее о том, что один ребёнок вырастет с большим удовлетворением своих потребностей в образовании.
Многодетной семье не страшно одиночество, конечно, когда там царят любовь, забота и общение. Один ребёнок также может как чувствовать себя одиноким, так и нет. В первом случае это может происходить, когда его жизнь скучна и однообразна, и взрослые не уделяют ему достаточно внимания. Тогда он может остро ощущать свое одиночество и грустить от того, что у него нет брата или сестры.
Родители, которые воспитывают одного малыша, должны проводить с ним много времени, играть, общаться. В противном случае, его спутником может стать одиночество. Обычно дети в таких случаях рискуют уходить в фантазии, придумывают себе вымышленных друзей, создают образ своего уникального «я». Это опасно зацикленностью на собственной личности, которую легко спутать с эгоизмом.
Воспитываясь вместе, братья и сестры, проходят стадии здоровой конкуренции. В играх или общении они учатся отстаивать право голоса, завоевывать награды, стремиться перегнать в развитии друг друга. Это формирует в них дух борьбы и умение защищать свои границы.
Один ребёнок, к сожалению, лишается такого опыта. Он может вести себя подобным образом в группе сверстников — коллективе детского сада или школы, однако, когда возвращается домой, то единственные, с кем ему остается конкурировать, это родители. Такие отношения являются еще одной сложностью воспитания единственного ребёнка.
Когда в семье много детей, это хорошо тем, что, взаимодействуя, разные поколения четко понимают свою роль. Взрослые — это взрослые, а дети — это дети. Опираясь на эти социальные позиции, маленькие члены семьи ощущают установленные родителями нормы, понимают правила и ограничения.
Один ребёнок в этом случае может чувствовать себя наравне со взрослыми. Это приводит к смещению ролей. Как правило, он лучше ощущает свое право голоса, пользуется возможностью не слушаться и поступать по-своему. Однако так бывает не во всех семьях, которые воспитывают единственного ребёнка, а лишь в тех, где взрослые не установили четких ограничений поведения.
Когда дети вырастают эгоистами
Дети вырастают эгоистами не тогда, когда у них нет братьев и сестер, а в том случае, если в воспитании имели место гиперопека, смещение ролей, вседозволенность, несоблюдение правил и отсутствие границ. Эгоизмом можно назвать невозможность вступать в контакт с другими людьми, отсутствие эмпатии и сочувствия, отказ принимать чужую точку зрения ради собственной выгоды, использование других в своих целях.
Здоровый эгоизм психологи называю одной из частей высокой самооценки. Сюда относится способность защитить себя, не позволять манипулировать, умение заботиться о себе не меньше, чем о других.
Отношения с родителями
Дети могут обладать эгоистическими чертами характера, когда в детстве их лишали самостоятельности, сравнивали, давая при этом понять, что другие люди ничего не значат и не представляют. Такая позиция дает иллюзорную ценность о самом себе, учит приемам манипуляции, и показывает, что личные интересы превыше всего и ими нельзя поступаться ни в коем случае. Часто дети вырастают эгоистами, когда берут пример с одного из родителей, если он обладал такими характеристиками.
Единственный ребёнок, без правильной поддержки и воспитания взрослых, имеет больше шансов обладать эгоистическими склонностями, нежели несколько детей, однако, вырастет ли он эгоистом, зависит исключительно от того, какой вклад сделают родители в развитие этого качества.