«Приехали, поднимаемся на 8-ой этаж пешком (почему-то ночами многие лифты не работают), звоним в квартиру. «Вызывали? Где больной?» А больной… ушел в аптеку. Ему и без нас стало лучше». Таких историй полно у каждого сотрудника бригад скорой помощи. Вызовы уточнить предписания врачей, «проверить на анемию», разбудить с похмелья, да просто поговорить случаются каждый день, и не по одному разу. В итоге машины с врачами ездят к ложным больным и не успевают вовремя помочь тем, кому действительно плохо. MedAboutMe разбирался, когда действительно нужна скорая помощь и что делать, если надобность в ней неожиданно отпала.
Вызовы: обоснованные, необоснованные и ложные
В системе российской медицины есть огромный плюс, недоступный гражданам большинства стран. Как бы ни обсуждали недостатки системы скорой и «неотложки», врачи приезжают и оказывают помощь. И делают это бесплатно — все финансирование идет за счет ОМС. Схема проста: позвони, опиши симптомы и ситуацию, назови адрес. И помощь придет. Причем не только экстренная: медики обязаны выезжать на абсолютно все вызовы. А они, как показывает практика, бывают трех видов.
- Обоснованный вызов: проблема действительно серьезная и требует срочного врачебного вмешательства. При этом сам человек не может добраться до клиники.
- Необоснованный: серьезная опасность здоровью и жизни в данный момент отсутствует, нет эпидемиологической опасности, больной вполне может сам дойти до лечебно-профилактического учреждения.
- Ложный — это обычное хулиганство, когда бригада оказывается перед закрытой дверью или пациента в указанном месте нет.
Необоснованные и ложные вызовы — прямая потеря времени и сил. Их доля в службе скорой помощи составляет от 30% в городах и более половины в сельской местности. Если с ложными вызовами пытаются бороться штрафами (около 1500 рублей), то необоснованные победить без введения платных услуг скорой не получается. Законопроект, по которому штраф увеличится до 5000 рублей и дополнится 200 часами принудительных работ, все еще не одобрен.
Показателен опыт Ставрополя, где еще в 2006 году местной администрацией было принято решение о введении оплаты за вызов скорой. Приезд врачей стоил 150 рублей, ветеранам, детям, инвалидам и льготникам предоставляли скидки от 50 до 100%.
Удивительно, но даже маленькая сумма сработала — среднесуточная нагрузка на бригады сократилась на 40%, а скорость приезда медиков увеличилась, впервые достигнув норматива в 15 минут.
В 2007 году оплату отменили по решению прокуратуры, и все вернулось на круги своя.
Сколько стоит бесплатная помощь?
За вызов платит фонд ОМС. Причем платит только за пациентов, у которых есть полис, и обоснованные вызовы. А если вызов не такой, то бригадам нередко приходится сочинять симптомы, чтобы «вписаться» в стандарт. Иначе деньги за работу, бензин, амортизацию машин, содержание подстанции и прочие материалы придется оплачивать из бюджета подстанции. А он, учитывая количество ложных вызовов, и так скуден.
По официальным данным, в 2018 году максимальная стоимость вызова скорой помощи составила для ОМС 2224 руб. 60 коп., суммы отличаются в разных субъектах Федерации.
Про огромные суммы, которые приходится платить жителям Европы и в особенности США за приезд парамедиков, слышали, наверное, все. В США даже появляются массированные жалобы водителей Uber-такси, которых вызывают, чтобы доехать до больницы в экстренном случае. Это в десятки, а то и сотни раз дешевле вызова бригады. Сами водители недовольны, так как опасаются, что больному в машине станет намного хуже или придется принимать роды.
В Израиле существует другая система: скорая помощь с бригадой парамедиков без высшего медицинского образования просто доставит пациента в приемный покой, при необходимости оказав экстренную помощь. А в больнице счет пациента автоматически уменьшится на 100 долларов в местном эквиваленте. Если по итогу осмотра пациента врач реши, что вызов был обоснованным, деньги возвращаются на счет. Если нет — вызов оплачивает пациент. Примерно такая же схема действует на большей части Канады.
«Было плохо, стало лучше»
Но как быть, если на момент вызова действительно было плохо, а за время ожидания врачей полегчало? Ведь пациент и его родные — не медики, и определить наличие опасности непросто. А тогда из обоснованного вызов станет необоснованным. Некоторые настолько боятся ответственности в подобных ситуациях, что даже не открывают дверь бригаде. Надо ли так поступать и что делать?
«Мы увидели на дороге лежащую девушку, она почти не дышала. Остановились, вызвали скорую и решили перепарковаться. Пока переставляли машину на несколько метров, этот «живой труп» внезапно встал и убежал!»
Все, что нужно в таких случаях — перезвонить диспетчеру и описать изменения. В отличие от полиции и пожарных, служба скорой помощи может отменить вызов. Но зависеть это будет от того, что произошло. Если больной справился с приступом хронического заболевания, появилась возможность добраться до клиники самостоятельно, рана по рассмотрении оказалась неопасной или все разрешилось благополучно иным способом — отлично, бригада поедет на другой вызов.
Но может быть и так, что состояние улучшилось, а диспетчер решит все же не отзывать машину. Почему? Например, первый приступ стенокардии со стихающей болью может оказаться прогрессирующим инфарктом миокарда, и надо это срочно определить. Ребёнок с уже купированным приступом ложного крупа тоже нуждается в осмотре специалиста. Боль в животе, которая прошла от препарата, может оказаться аппендицитом на грани перитонита. В этих и иных ситуациях оптимальный выбор — доверить врачам решать, действительно ли угрожающее состояние прошло. В большинстве случаев скорая все равно должна будет осмотреть пациента и зафиксировать, отчего и насколько было плохо, и правда ли, что сейчас хорошо. Никаких последствий в виде штрафа не наступит, напротив, в большинстве случаев диспетчер и бригада будут благодарны за своевременную информацию.
А вот если необходимость приезда отпала, а человек об этом не сообщил, то есть риск оказаться привлеченным к ответственности за ложный вызов.
В Московской области тестируется приложение для смартфонов 112 МО, которое помогает вызывать скорую, пожарных и полицию без звонка. В приложении — несколько кнопок. На первой маркировка «Я здесь, мне нужна помощь». Она отправляет диспетчеру экстренной службы вызов и одновременно указывает, где нужны специалисты.
Вторая кнопка — отправление вызова по смс. Третья — отмена вызова. Еще одна — звонок диспетчеру, облегчающая дозвон.
Какие состояния не нуждаются в немедленной помощи
В каких случаях вызов будет необоснованным?
- Если человек может сам добраться до поликлиники или вызвать участкового врача на дом.
- При обострении хронического заболевания без прямой угрозы здоровью.
- В любой ситуации, при которой требуется поликлиническая помощь, а не неотложная.
Скорая помощь не проводит плановые процедуры, не выдает справки и больничные листы, не снимает муки похмелья, не назначает лечение. А также не приезжает, чтобы освидетельствовать труп, состояния наркотического, алкогольного опьянения, крайнего волнения из-за спора с супругом, и не обучает детей вызывать врача по телефону.
Когда скорую надо вызывать?
Сотрудники скорой действительно страдают от неоправданных вызовов, отвлекающих от помощи экстренным пациентам. Но бывает и наоборот: человек, объективно нуждающийся в срочной госпитализации, стесняется, решает потерпеть, выпить таблеточку и справиться самостоятельно. Напоминаем, в каких случаях ситуация близка к критической.
- Сильная, давящая боль за грудиной, возникшая впервые.
- Острая боль в центре живота или в правом подреберье.
- Кровохарканье, наличие крови в мокроте (впервые).
- Включения крови в рвотные массы.
- Кровь в каловых массах.
- Выраженные спазмы, боль в области поясницы, похожая на колику, тошнота.
- Внезапное головокружение, сильная головная боль, нарушения зрения.
- Нарастающий отек, удушье.
Многие хронические больные умеют справляться с приступами заболевания самостоятельно. Но если такие симптомы возникли впервые и вы не понимаете, что делать, вызывайте скорую помощь. А если еще до приезда врачей наступает облегчение — не раздумывайте, звоните опять.