В последние десятилетия практики йоги плавно становятся для многих взрослых (а порой и детей) естественной частью жизни. Йогой занимаются для расслабления, улучшения самочувствия, воспринимают ее как физическую активность или особую философию. Плюсы занятий для здоровых людей очевидны, а как влияет йога на детей с особыми потребностями, чье психическое, интеллектуальное или физическое развитие значительно отличается от нормы?
Что такое йога для особых детей?
«Особых потребностей» насчитывают множество, они могут быть связаны с физическими нарушениями (ДЦП, заболевания опорно-двигательного аппарата, ограниченные возможности здоровья) и спецификой умственного и психического развития (задержка психического, речевого развития, общее недоразвитие речи, ранний детский аутизм, синдром Дауна, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без). Особенностей и нарушений развития множество, малыши и подростки с подобными диагнозами часто не укладываются в рамки описаний и симптомов. Важно одно: все они — дети, и, как обычные дети и взрослые, отличаются характером, личностными особенностями, привычками, симпатиями и антипатиями. Вот только живут с ограничениями. Что может дать им йога?
В целом то же, что и йога для не особых детей и «обычных» взрослых: способ понять, прочувствовать свое тело, научиться помогать ему (и себе) жить радостно. В научных терминах это может быть названо развивающей или коррекционно-развивающей программой реабилитации, включающей элементы обучения и воспитания.
При серьезных занятиях и дети, и взрослые могут проникаться философией йоги, а могут использовать ее в качестве лечебно-профилактической физкультуры, благотворно влияющей на психику. Самостоятельное снятие мышечных зажимов, постановка правильного дыхания, техники расслабления — на этом основан базовый курс. И особым детям он особенно нужен.
Специфика занятий йогой для детей с особыми потребностями
Есть два главных фактора, которые учитывают практики йоги и о которых порой забывает классическая медицинская программа реабилитации:
- На первом месте — ребёнок. С синдромом Дауна, с аутизмом, с ДЦП, СДВГ, ЗПР, с любым диагнозом ребёнок остается ребёнком, все остальное — его индивидуальные особенности. И при составлении или адаптации программы учитывается именно детское отношение и восприятие в первую очередь. Во вторую — специфика симптомов, зависящих от диагноза;
- Второй фактор: работа на позитиве. Если реабилитация или развитие проходят через боль, они, помимо пользы (если она есть) приносят и вред, негативно влияют на одну часть тела или психики, исцеляя другую. Подобный подход противоречит принципам практики йоги, все занятия, упражнения адаптируются с учетом не только возрастных и типологических различий детей, но и конкретного ребёнка. Форсирование процесса терапии недопустимо, если ребёнок испытывает дискомфорт во время упражнения или занятия.
Как меняются дети во время занятий и что происходит с родителями?
Каждый ребёнок — индивидуален. Особенно яркая индивидуальность присуща особым детям, и процесс изменений также будет особенным для каждого. Цель процесса: осознание ребёнком (и любым человеком) психической составляющей своей личности, глубинной сущности, своего Я, способного влиять как на ум, так и на тело. А «побочные эффекты» в виде оздоровления организма, умения управлять своими эмоциями, концентрировать внимание и расслабляться приходят в процессе.
Мария Скулкина, сертифицированный преподаватель йоги для детей, больных ДЦП, аутизмом
Дети с некоторыми особенностями в опорно-двигательном аппарате после регулярных занятий лучше справляются со своим телом, кто-то начинает «держать» спину, кто-то — выпрямлять колени, кто-то начинал говорит звуки, которых раньше не наблюдалось. Но я совсем не присваиваю эти достижения детей ни себе, ни йоге. Каждый из нас идет по жизни, решает свои задачи и получает свои уроки. И поэтому я воспринимаю учеников и встречу с ними, как то, что должно случиться: значит, сейчас пришло время получить нам взаимный урок. Некоторые дети надолго остаются в группах, другие — совсем на чуть-чуть. Кто-то благодаря занятиям исправляет осанку, кто-то — умение радоваться мелочам, у кого-то получается улучшить зрение. Но это все заслуга детей! Для меня же каждый день — как результат.
Что могу точно сказать: дети очень любят детскую йогу! Не так давно на занятии с детьми разных возрастных групп был яркий пример. В конце занятия мы обычно поем мантры, взявшись за руки. После этого мы благодарим друг друга и заканчиваем занятие. И маленький Платон после каждой мантры повторял: «Еще, еще!» и никак не хотел заканчивать занятие. Дети очень чувствительны к музыке, радости, и когда они это испытывают, то совсем не хотят терять такое волшебное ощущение.
Есть родители, ждущие определенных сроков, достижения конкретного результата к конкретному дню. И, если результата нет или он относится к другой области, они бросают занятия, пытаясь найти иной способ реабилитации. Однако, как говорят преподаватели йоги, посадив зернышко в землю, раскапывать ежедневно ямку, проверяя наличие ростка, нет никакого смысла. Намного полезнее ухаживать за ним, поливать, удобрять. И тогда, через неделю, месяц или год оно прорастет, потому что забота всегда приносит свои плоды.
Так и в йоге — каждый шаг приближает к цели, становится базой для нового рывка, и нет неважных результатов. Поэтому ожидать немедленного прогресса от любой терапии невозможно. Хотя это не означает, что таких результатов не может быть.
Виктория Занкина, специализированный детский преподаватель йоги по методу YogaKids®
Родителям важно понимать четко, что можно ждать от нашей практики.
При условии регулярных занятий прогресс в развитии ребёнка будет обязательно, но предсказать, что именно произойдет в каждом конкретном случае, мы не можем. Самое очевидное — это улучшение переваривания пищи, сна, координации движений, речи, внимательности. Если ребёнок не ходит (при некоторых формах детского церебрального паралича, мышечных дистрофиях, последствиях травм и т. д.) — улучшение симметрии тела, углубление дыхания, в некоторых случаях облегчение эпилептических приступов (хотя при эпилепсии противопоказаны некоторые практики, но не йога в целом). Йога полезна детям в любом состоянии при условии занятий с преподавателем, понимающим это состояние и обладающим глубокими знаниями об эффектах разных практик йоги.
Дети, лишенные возможности ходить вследствие заболеваний или травм, находятся постоянно в сидячем или полулежачем состоянии. При этом положении нарушается осанка, мышцы спины, ног слабеют, начинается мышечная дистрофия. Вследствие дистрофии и искривления позвоночника происходит смещение внутренних органов, вызывающих проблемы в пищеварительной и дыхательной системах. Занятия йогой помогают улучшить кровообращение, восстановить циркуляцию крови, облегчить дыхание и привести в норму пищеварительный процесс.
Мария Скулкина
Йога открывает детям новый мир позитива, положительных эмоций. Соприкоснувшись с этим миром, дети не только замечают изменения в своем теле, но и становятся сильными, смелыми, творческими, мудрыми, гибкими и жизнерадостными! Внутреннее состояние и взрослых, и детей, базовая форма самовыражения — это эмоции. Поэтому возможность получать положительное подкрепление, позитивные эмоции — основа психического и телесного здоровья как для обычных детей, так и для ребёнка с особыми потребностями.
Кроме интересных занятий и позитивных эмоций дети учатся управлять своим телом, корректировать осанку, развивают гибкость и силу. В Московском научно-практическом центре реабилитационных технологий я использовала в работе как элементы йоги, так и тайского массажа для программ групповых и индивидуальных занятиях с особыми детьми.
Когда ребёнок учится управлять собой через асаны, развивающие гибкость, ловкость, баланс, силу и творчество, он приходит к гармонии с собой и миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и без какого-либо насилия.
Что еще дает йога особым детям? Через медитативные техники они учатся концентрации, расслаблению, умению прислушаться к себе. Дыхательные упражнения помогают развивать легкие и осваивать техники для повышения внимания или снятия дискомфорта и стресса. И, конечно, добавляют элемент игры, то, чего не хватает в стремительной жизни всем детям, а ведь это базис для развития и чистый источник радости для всех детей.
Марсель Собжак, тренер по легкой атлетике и спортивной ходьбе
В моей работе спортивным тренером с особыми детьми не было слова «йога», однако активно использовались практики на ее основе. При этом я разделял и адаптировал их для детей с ментальными, физическими, социальными особыми потребностями, а также подразделял на врожденные и приобретенные.
Для своей дочери, которая в три года пострадала в аварии (значительно повлиявшей как на тело, так и на умственное и психическое развитие), я практиковал техники стретчинга, помогающие растяжке. Чем больше гибкости развивалось, тем меньше стрессовых зон, проблемных мест с замедленным развитием оставалось в теле, тем быстрее проходило восстановление.
Стандартные технологии, используемые в медицинских организациях, требовали длительного периода фиксации до полного выздоровления. Мы использовали другой метод: после заживления ран были начаты занятия по «исправлению» травмированных мест. При этом методы йоги позволяли проводить это без насилия, боли, в процессе игры. Мы называли их «упражнения с улыбкой», проводя параллели с басней про осла и морковку на веревочке. Вместо проведения упражнения на конкретную группу мышц, например, я держал яблоко выше роста ребёнка или подвешивал сладость на нитке, заставляя тянуться или подпрыгивать. С детьми постарше вместо еды вводилась система баллов и бонусов за каждое достижение цели, мишени, времени, проведенного в нужной позе.
Позитив — важнейшая часть работы с детьми, и чем «особеннее» ребёнок, тем более важны позитивные эмоции и подкрепления в процессе. Как от ребёнка, так и от взрослого, причем искренние эмоции. Тренеру необходимо излучать позитив. Здесь можно отметить детей с синдромом Дауна: у них настолько развита эмпатия, что скрытый негатив, горе, тревога взрослого для них буквально токсичны. Это означает постоянную работу над собой для инструктора.
Йогические техники помогают вернуть стабильную работу всем жизненно важным системам тела, найти баланс в себе, используя специфические движения, которые снижают стресс или болевые ощущения. При этом йога работает не только на проблемные зоны, но и на все тело. Невозможно полностью вылечить только плоскостопие, к примеру, не вовлекая в процесс бедра, позвоночник, плечи, шею. А классическая медицина сосредотачивается на конкретной зоне, оставляя работу над остальными другому специалисту или самому пациенту.