16.03.2018 1790

Как оставить ребенка дома одного в первый раз

Автор - врач психолог

Стрелкова Анна Николаевна

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

С появлением ребенка забот у родителей существенно прибавляется. И решать их приходится с карапузом на руках, в коляске или пешком за руку, что бывает неудобно и очень долго. Но нередко возникают ситуации, когда просто невозможно взять кроху с собой — он приболел или же одевать его гораздо дольше, чем необходимо родителям для решения вопроса — купить хлеб, жаропонижающее или просто открыть дверь подъезда грузчикам с новой мебелью. Именно тогда каждый взрослый задумывается, а можно ли оставить это маленькое чудо дома одного?

Когда можно начинать оставлять ребенка одного дома

Когда можно начинать оставлять ребенка одного дома

В некоторых странах существует закон, запрещающий оставлять детей самих дома до 12 лет. Отсутствие подобных правил позволяет нашим мамам быть более самостоятельными в решении подобного вопроса. Но психологи уверены, что приучать ребенка оставаться одному в стенах собственной квартиры нужно не ранее 7 лет. Впрочем, любой возраст остается условным — все зависит от особенностей малыша, от его самостоятельности и уровня развития, от его отношения к играм в одиночестве. Например, категорически не рекомендуют оставлять одних дома детей с особыми потребностями и поведенческими проблемами:

  • С синдромом задержки психологического развития.
  • Гиперактивных малышей.
  • Аутистов.
  • Слишком доверчивых крох.
  • Детей с ДЦП.

Эти дети требуют повышенного внимания и постоянного контроля.

Если же говорить о здоровых детях, то психологически они готовы к подобному одиночеству, действительно, около 7-8 лет. Но всегда остается вопрос доверия: уверены ли родители в том, что ребенок может остаться дома и он будет в безопасности. Последний вопрос должен стоять на первом месте. Если вокруг остается немало рисков, то не стоит даже обсуждать возможность оставить малыша самого, ведь даже за короткое время оставленный без присмотра ребенок способен натворить непоправимых дел, если в пределах его досягаемости находятся опасные предметы. И рассчитывать на спокойный характер и самостоятельность тоже нельзя: как раз такие дети в отсутствие родителей стремятся попробовать то, чего обычно не разрешают.

Подготавливаем детей постепенно

Чтобы убедиться, что ребенок действительно готов оставаться дома сам, сначала следует его подготовить. Это нужно и ему, и родителям, которым необходима уверенность в безопасности малыша независимо от его возраста.

Психологи рекомендуют действовать по обычному сценарию:

  • Нужно договориться с ребенком о том, что он побудет минут 10 сам, пока мама сходит в магазин — срочно нужен хлеб, масло или соль. Постепенно увеличивая это время, важно держать свое слово, иначе кроха просто перестанет доверять родителям. Конечно, для контроля времени ему придется научиться понимать часы.
  • Следует придумать малышу задание: раскрасить картинку, прочитать страничку сказки, разложить игрушки по своим местам.
  • Убедившись, что ребенок не плачет и действительно готов остаться ненадолго сам, можно уходить. При этом важно проследить, чтобы он не смог открыть дверь самостоятельно, ведь ему захочется проверить, где мама, увидеть, когда она будет возвращаться.

Не рекомендуют оставлять малышей во время дневного сна, ведь испуг после пробуждения в одиночестве может негативно сказаться на их психологическом состоянии.

После возвращения домой обязательно стоит обсудить с ребенком, что он делал, выполнил ли задание, не скучал ли, не было ли ему страшно. Обговаривая возможные ситуации и проблемы, родители позволяют своим детям чувствовать себя более уверенно и спокойно.

Для того чтобы дети могли оставаться дома надолго, их следует приучать к простым вещам постепенно. Например, можно позволить им самостоятельно сделать бутерброд, взять йогурт из холодильника, налить себе сок. Процессы, которые не требует обращения с ножом (ведь колбасу можно нарезать заранее для таких случаев), плитой или электроприборами, подвластны малышам лет с 5, а то и раньше. Пусть они учатся самостоятельности в присутствии родителей.

Использованные источники