Младший школьный возраст — это особое время, когда мышление получает основной толчок к развитию. То, что формируется в этот период, становится опорой для совершенствования остальных психических процессов — памяти, восприятия, речи. В развитии мышления детей младшего школьного возраста могут помочь специальные игры.
«Ключ к неизвестному»
Эта игра, развивающая мышление ребёнка, она преследует цель заставить его угадать, что спрятал в руке взрослый человек. Для этого необходимо подобрать несколько «ключей к неизвестному», задав наводящие вопросы типа: «К какому виду это относится?», «Какие у него свойства?» Игра развивает познавательную активность, направляет мыслительный процесс в нужное русло.
Подобрать антоним
С самим понятием «антонимы» ребёнок будет знакомиться позже, но младший школьник вполне может подобрать противоположное слову значение, например, большой — маленький, узкий — широкий. Попробуйте немного усложнить задачу и предложить ребёнку подобрать противоположное по значению слово к таким понятиям, как терпимый, роскошный, чужой, гостеприимный.
Ассоциации
Каждый помнит произведение из школьной программы «Лошадиная фамилия». Эта игра также предусматривает поиск ассоциаций к заданному слову. Что приходит на ум, при слове «заяц»? Трусость, уши, морковка, прыжок. Давайте такое задание ребёнку как можно чаще, тем самым формируя у него навык ассоциативного мышления.
Что чем стало?
Цель игры — развить мышление, смекалку и закрепить знания об окружающем мире. Взрослому предстоит задать ребёнку вопрос: «Чем или кем стало что-то или кто-то?» Например, был щенок, а стал псом, была тучка, а превратилась в дождик, было семечко, а из него выросло растение. Можно поиграть в эту игру наоборот: «Кто кем был?». Например, кот был котёнком, мужчина — мальчиком, книга — бумагой, бумага деревом..
Что каким бывает?
Осваивающие русский язык иностранцы до конца так и не могут понять, почему тарелка стоит на столе, а не лежит, а вот россияне с детства изучают свойства предметов, учатся классифицировать их по форме, размерам, высоте. Для интеллектуального развития детей дошкольного возраста полезно играть с ними в игру «Что каким бывает?» Например, что бывает высоким — столб, дерево, дом, низким — трава, кровать, лавочка. Что бывает длинным — шнурок, верёвка, хвост, что бывает тёплым — хлеб, бабушкины руки, погода.
На что похоже?
Эта игра также предусматривает поиск ассоциаций. Так, взрослый показывает ребёнку какой-то предмет, например, красный круг. Задача ребёнка — придумать как можно больше вариантов, на что он похож — яблоко, мяч, солнце на закате, помидор, клубок ниток.
Найди причину
Эта игра обучает навыкам поиска причинно-следственных связей. Она заставляет ребёнка размышлять и думать, что могло спровоцировать развитие предложенных взрослым последствий. Например, взрослый предлагает ребёнку найти как можно больше причин возникновения такой ситуации: «Ты пришёл домой, а там по столу на кухне ползает осьминог». Допускается приводить как реальные, так и нереальные версии, например, «осьминога принесли родители, оставили, а сами ушли на работу», «осьминог вылез из крана на кухне», «осьминог сбежал от соседей и пролез в форточку».
Использованы фотоматериалы Unsplash