Задержки развития у детей и нарушения обучаемости трудно определить и ещё сложнее отличить друг от друга. В зависимости от того, как используются термины, задержки в развитии на самом деле представляют собой нарушения, которые влияют более чем на одну часть развития ребёнка, в то время как нарушения обучаемости — это задержки, которые влияют только на один аспект академического обучения.
Но реальность такова, что задержки развития, отклонения в развитии и трудности в обучении у ребёнка не всегда являются конкретными проблемами. Все три понятия сгруппированы вместе под названием расстройства развития нервной системы в официальном диагностическом руководстве (DSM). Более того, разные специалисты могут использовать разные термины для описания одних и тех же состояний.
Как же разобраться? MedAboutme рассказывает конкретных диагнозах, которые попадают в категории неспособности к обучению и задержки развития, а так же, как эти две группы диагнозов соотносятся и взаимодействуют друг с другом.
Что такое задержка развития?
Если у ребёнка диагностируют отставание в развитии, значит, он своевременно не достиг одной или нескольких важных этапов. Этапы, или вехи развития — это ожидаемые физические, эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные достижения, которые обычно происходят в течение определенного периода времени. Примеры включают переворачивание на бок, речь с предложениями, приучение к туалету и так далее.
- Многие задержки развития начинаются с рождения. Это относится к диагностируемым с медицинской точки зрения расстройствам, таким как расщепление позвоночника (спина бифида) и детский церебральный паралич, и, как правило, к аутизму и СДВГ.
- Однако некоторые задержки развития могут быть приобретёнными в результате травмы или болезни головного мозга, органов восприятия и т. д.
Задержка развития может быть относительно незначительной или полностью изменить жизнь. Это может означать, что ребёнок просто развивает некоторые навыки медленнее, чем обычно, но скоро наверстывает упущенное. Или что он находится в группе риска определённой неспособности к обучению, такой как дислексия (неспособность читать). Или это может означать, что у ребенка может быть диагностировано нарушение развития.
Слово «задержка», конечно, предполагает нечто, что рано или поздно можно «догнать», как задерживающийся поезд в конце концов прибудет на станцию. И многие дети с задержкой развития действительно догоняют своих нормально развивающихся сверстников. Однако задержка может так же означать разницу в развитии на протяжении всей жизни, которая будет лёгкой или серьёзной и приведёт к инвалидности.
Типы задержки развития у детей
Задержки развития не должны становиться серьезным препятствием, особенно когда они распознаются и лечатся на ранней стадии. Однако некоторые формы задержки развития носят серьёзный характер и затрудняют выполнение повседневных задач или делают его невозможными.
Иногда трудно определить, есть ли у маленького ребёнка задержка развития, или это уже процесс инвалидизации, который невозможно будет «догнать». Это одна из причин, по которой врачи могут использовать эти слова взаимозаменяемо.
Но даже когда неясно, что вызывает задержку, раннее вмешательство часто помогает детям наверстать упущенное.
Есть четыре группы задержек развития, которые включают физические, обучающие, языковые и поведенческие задержки. Внутри этих групп есть более мелкие категории задержек, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на еще более конкретные диагнозы. Эти диагнозы входят в понятие «нарушения развития». Некоторые из них на самом деле представляют собой группы диагнозов, а не отдельные патологии.
Они включают:
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).
- Расстройства аутистического спектра (РАС).
- Церебральный паралич (ДЦП).
- Синдром ломкой Х-хромосомы.
- Интеллектуальная недееспособность.
- Речевые нарушения.
- Расстройства обучения.
- Расщепление позвоночника.
- Синдром Туретта.
Как ни странно, «нарушения в обучении» на самом деле являются частью списка «задержек в развитии». В среде специалистов до сих пор нет согласия относительно различий между задержкой развития, нарушением развития и нарушением обучаемости.
Путаницу между понятиями «обучение» и «задержка развития» или инвалидность усугубляет то, что некоторые пункты в списке (например, языковые расстройства) относятся только к одной области развития, в то время как другие (например, расстройства аутистического спектра) влияют несколько областей.
Учёные Университета Вандербильта отмечают, что задержки в овладении языком являются одним из самых ранних показателей дефицита развития у детей. И это может повлиять на академические и социальные результаты людей на протяжении всей жизни.
Что такое неспособность к обучению?
Нарушения обучаемости, как следует из названия, — это нарушения (или задержки в развитии, или отклонения в развитии в зависимости от выбранной терминологии), которые влияют на определенные аспекты академического обучения и/или успеваемости. Официально утверждённый список диагнозов имеет только одну диагностическую категорию для всех нарушений обучения, которая называется «специфическое расстройство обучения».
Нарушения обучаемости очень распространены среди детей с более глобальными задержками и нарушениями, такими как расстройство аутистического спектра и СДВГ. Таким образом, у некоторых детей с трудностями в обучении нет других задержек или нарушений, в то время как у других есть целый ряд нарушений развития, которые делают учёбу в целом довольно непростой.
Учёные Университета Окленда сообщают, что, хотя дислексия и СДВГ обычно изучаются отдельно, у детей они встречаются вместе в 30—50 % случае. Только 40 % детей с дислексией и 20 % с СДВГ имеют одно нарушение.
Как правило, трудности в обучении становятся очевидными только тогда, когда ребёнок начинает ходить в школу. Трудности с чтением или математикой имеют значение только тогда, когда чтение и математика входят в учебную программу. Поэтому проблемы с обучаемостью обычно корректируют в школьных условиях.
Детям с нарушением обучаемости часто удается преодолеть сложности или справиться с нарушением с помощью специализированной терапии, репетиторства или адаптации.
Типы неспособности к обучению
Существует семь типов нарушений обучаемости, многие из которых имеют подкатегории. Они включают:
- Дислексия — трудности с чтением.
- Дискалькулия — трудности с математикой.
- Дисграфия — трудности с письмом.
- Нарушение слуховой обработки — трудности с обработкой звуков.
- Расстройство обработки речи — трудности с пониманием и выражением разговорной речи.
- Невербальная неспособность к обучению — трудности с пониманием невербального поведения и социальных сигналов.
- Зрительно-перцептивный/зрительно-моторный дефицит — трудности с зрительно-моторной координацией и мелкой моторикой.
Хотя у ребёнка может быть только одна из этих проблем с обучаемостью, но их сочетание — так же не редкость. Также возможны, например, трудности с чтением по причинам, не связанным с неспособностью к обучению. Например, у ребёнка с СДВГ могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания на письменных словах, в то время как ребёнок с аутизмом может быть не в состоянии понять абстрактную концепцию письменного языка.
Что делать, если у ребёнка выявлена задержка развития или неспособность к обучению
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, важно точно понять, о чём говорит учитель, психолог, врач или другой специалист, волнующийся о развитии ребёнка. Задавайте вопросы, например, такие:
- Вы видите несколько задержек в развитии или только одну?
- Какие аспекты физического, эмоционального, интеллектуального, эмоционального или поведенческого развития моего ребёнка кажутся проблемными?
- Когда вы говорите, что это задержка развития, вы имеете в виду, что ребёнок это перерастёт?
- Как вы думаете, в чем причина проблемы, и как мы можем её решить?
Если вы считаете, что есть обоснованные опасения по поводу развития ребенка, пройдите полное обследование. Обычно оно включает наблюдения, вопросы и специальные немедицинские тесты и проводится педиатром, логопедом, психологом, психиатром или неврологом.
Помните также о том, что очень важно исключить физические патологии, которые могут проявляться задержками в развитии. Так, одна из частых причин нарушений речи, внимания, поведенческих проблем — это снижение слуха, которое родители не замечают. О том, какие скрытые признаки указывают на эту патологию, читайте в статье «7 мифов о нарушении слуха у детей: проверьте себя!».
Использованы фотоматериалы Shutterstock