Дети, у которых наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), требуют особого внимания. Чрезвычайно важно, чтобы те, кто занимаются их воспитанием, знали симптомы этой патологии и могли вовремя их обнаружить. Чем раньше диагностируется это отклонение, тем лучше. Лечение на ранних стадиях проходит успешнее, и специалисты дают более оптимистичные прогнозы на то, каким будет развитие малыша в дальнейшем.
ЗРР по праву считается достаточно сложным расстройством. При этом в большинстве случаев истинные причины его возникновения установить не удается. Чаще всего этот диагноз ставят в возрасте до четырех лет, когда отставание становится очевидным.
Почему могут появляться проблемы с речевым развитием ребёнка
Можно привести немало причин, из-за которых речевое развитие ребёнка идет с отставанием. Своеобразным маркером могут стать самые разные отклонения. Вот лишь некоторые из них:
- патологии, появившиеся еще во время беременности;
- родовые травмы;
- травмы малыша в раннем детстве;
- проблемы с психикой;
- снижение слуха;
- повышенное внутричерепное давление;
- дислексия на фоне генетической предрасположенности или иных факторов;
- различные патологии головного мозга, врожденные и приобретенные;
- дефекты строения лица и лицевых мускулов.
До тех пор, пока причины, из-за которых задерживается развитие речи, не установлены, лечение будет затруднено. Ведь устранять нужно именно провоцирующий фактор. Именно поэтому дети с ЗРР должны обязательно проходить комплексное обследование — тогда у врачей будет возможность установить максимально объективный диагноз. Однако как все-таки медики выявляют заболевание на самой ранней стадии?
Симптомы ЗРР малыша, о которых должны знать родители
Есть определенные признаки, указывающие на то, что произошла ЗРР. Поэтому родители должны знать нормативы развития речи по возрастам, чтобы обнаружить отклонение тогда, когда малыш совсем еще крохотный:
- 4 месяца: кроха проявляет активную реакцию, когда к нему обращаются взрослые — улыбается, плачет, агукает;
- до года: предпринимает попытки высказать незамысловатые сочетания букв (скажем, ла-ла или ба-ба);
- год-полтора: реагирует на свое имя и на имена близких, понимает обозначение многих окружающих его объектов, использует одно-двусложные слова для их названия;
- полтора-два года: малыш сам составляет несложные словосочетания и короткие фразы с подлежащим и сказуемым, он способен выполнять простые просьбы типа «дай шарик», «принеси машинку»;
- три-четыре года: сам выстраивает фразы и достаточно хорошо выговаривает звуки, не допуская значительных дефектов речи,
Значительные расхождения с общепринятыми возрастными нормами напрямую указывают на задержку развития ребёнка. Это является серьезным основанием для консультации у профильных специалистов: логопеда, психолога, невролога и т. д. У них можно получить рекомендации по поводу того, как заниматься профилактикой и проводить коррекцию.
При этом велика роль комплексной диагностики детей с подозрениями на задержку речевого развития. Она предусматривает проведение следующих обследований:
- оценку слуха сурдологом для выявления возможных проблем;
- денверское тестирование для определения уровня психомоторного развития, а также проведение теста Бейли, чтобы по одноименной шкале оценить показатели развития новорожденного;
- оценку моторики мышц лица. Она проводится, если обозначились какие-то проблемы во время вскармливания ребёнка грудью, например, обнаружилось, что малыш не обладает способностью свободно двигать языком;
- сравнительный анализ способности воспроизведения речи и понимания сказанного;
- определение подходящего метода стимуляции развития речи. С этой целью обычно анализируются сведения о том, как детей воспитывают дома и какая обстановка их окружает.
Диагностика ЗРР должна быть направлена на то, чтобы установить наиболее вероятную причину, из-за которой развилась эта патология. С этой целью обследуются у профильных специалистов, а также проходят ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и др.
Терапевтические методики улучшения речевого развития детей
Если с проблемами речевого развития ребёнка начать разбираться в возрасте до двух лет, то положительного результата во многих случаях можно ожидать в достаточно короткие сроки. Родители должны понимать, что только логопедических занятий будет недостаточно. Логопед в этом возрасте работает в основном над увеличением словарного запаса и произношением букв и звуков. Полноценная же коррекция предполагает комплексное лечение с участием многих специалистов.
При ЗРР многим помогают препараты, позитивно воздействующие на питание мозговых тканей. Обращаем внимание, что подобные лекарства назначают лишь два специалиста: невролог и психиатр. Показания к применению подобных стимуляторов должны быть серьезными.
Магнитотерапию и электрорефлексотерапию проводят для того, чтобы выборочно восстановить функцию мозговых центров, ответственных за дикцию, разговорную активность, лексический запас. Однако эти методы лечения противопоказаны при судорожном синдроме, эпилепсии, психических расстройствах.
Сопутствующие методики, например, дельфинотерапию или иппотерапию, нужно выбирать индивидуально для каждого малыша, исходя из нюансов его патологии. Прием препаратов тоже важен, однако лекарственная помощь не принесет ожидаемого результата, если не будет сопутствующего воздействия педагогов и логопедов.
Гармоничное развитие ребёнка предполагает тесную работу со всеми необходимыми специалистами. Например, перед дефектологом будет стоять задача провести коррекцию негативного развития и переломить эту тенденцию, чтобы исключить вторичные отклонения.
Положительный эффект дают не только наглядные методики воздействия на детей, но и технические средства реабилитации, которые стимулируют особо чувствительные точки языка, губ, щек, ладоней и мочек ушей. Большую отдачу также можно ожидать от зондового массажа Новиковой или методик Краузе, Дьяковой, Приходько. Однако все они назначаются только с учетом индивидуальных показателей ребёнка.
Не только дефектологу, но и родителям придется выполнять с малышом игровые упражнения для развития мышц лица. В результате их регулярного проведения язык становится подвижным, а слуховой аппарат лучше воспринимает звуки. Полезным будет пение и освоение скороговорок. На пользу также пойдут звукоподражание, артикуляционная гимнастика и разнообразные занятия для развития моторики рук.