Влечение глазами психологов и генетиков
«В глазах партнера мы ищем глаза мамы, независимо от пола» — мнение немецкого философа и психотерапевта Берта Хеллингера сегодня разделяют большинство психологов: на основании отношений родителей между друг другом, и то, какими они были с нами, формируется тот идеал партнера, пусть даже бессознательно, которого мы ищем.
Любовь матери ассоциируется с одним из наивысших проявлений человеческой любви, она безусловна, её мы и продолжаем искать в отношениях с противоположным полом. Каждый хочет, чтобы его любили просто так, за то, какой он есть. В то время, как любовь отца формирует у ребёнка представления о том, каким должен быть мужчина, и как ему следует относиться к женщине. Если же отец вел себя по отношению к своей жене и детям не подобающим образом, то формируется образ «от противного».
Классическими по вопросам любви считаются работы Эриха Фромма. Он, как и многие современные психологи, по природе происхождения отделяет любовь от сексуального влечения и влюбленности. По их мнению, она является результатом культурного и эволюционного развития человека, тогда как в основе влюбленности лежат инстинкты, которые не слишком отличают человека от животного мира. По мнению психологов, разделяющих теорию Фромма, для настоящей любви секс не имеет решающего, а иногда и никакого, значения.
В противовес этой теории выступает знаменитый психотерапевт Зигмунд Фрейд, который как известно, подчеркивал роль сексуального инстинкта в функционировании человека, и считал отсутствие его реализации причиной неврозов. По его мнению, по своей природе человек эгоистичен, и способность любить приобретается им в детстве, когда он начинает сравнивать себя с другими. Таким образом, ребёнок как бы проецирует любовь к себе на других и, повзрослев, начинает искать в партнерах то, что есть в нем самом. Иными словами, мы любим других за то, что они похожи на нас.
Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» также придерживается теории доминирующей сексуальной составляющей в романтической любви. Она описала ее как слепой биологический механизм, который помогает размножаться и
- Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.
- Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.
- Ощущение эйфории в случае взаимности.
- Одержимая увлеченность объектом своей любви, мешающая человеку выполнять свои ежедневные обязанности.
- Неадекватное восприятие своего возлюбленного: преувеличение положительных качеств и игнорирование отрицательных.
- Страстное сексуальное вожделение своего избранника.
Хотя влюбленность и обычное желание заняться сексом это не одно и тоже, тем не менее, в основе этого болезненного состояния лежит именно сексуальное влечение. При этом, психолог уверена, что излечиться от любовного наваждения практически невозможно. Есть только два возможных рецепта от «болезни любви»: полностью перестать общаться с объектом своей страсти или, наоборот, начать отношения. Первый способ весьма психологически травматичный и неминуемо вызовет депрессию, хотя со времени «болезнь» пройдет, а во втором случае влюбленность остынет через 1–4 года, что подтверждает статистика разводов.
Другого взгляда на механизмы формирования влечения придерживается известный психолог Карл Густав Юнг. Онполагал, что влюбленность возникает, когда мы видим в другом человеке сходство с некими внутренними архетипами, которые формируются в детстве. То есть человек уже рождается с определёнными наклонностями, интересами, потенциалом, а среда его обитания лишь помогает раскрыть и развить или подавить те или иные стороны своей психики. В наше время Карлу Густаву Юнгу вторит генетика. Наследственность, за которую в организме отвечает ДНК, определяет предрасположенность человека к развитию конкретных психических черт характера., которые впоследствии становятся притягательными для личности противоположного пола. При этом становление этих признаков и их индивидуальное выражение зависят от конкретных условий, которые складываются для человека или формируются им в процессе своего развития.
Общими причинами возникновения влечения, которые часто называются психологами, можно ещё назвать:
- бессознательное стремление обладать качествамиизбранника (то есть мы как бы влюбляемся такого себя, каким хотим быть);
- общность по
социально-экономическому положению и взглядам, привычкам и чертам характера, интересам (работа, хобби, духовные воззрения); - территориальная доступность (проще говоря, возможность встретиться и продолжать отношения).
Влечение глазами антропологов и нейробиологов
Считается, что нашему мозгу требуется от 90 секунд до 4 минут, чтобы влюбиться. При этом ключевыми фактором привлекательности являются сигналы тела (55%), затем идут тон и темп голоса (38%), тогда как непосредственно сказанные слова важны менее всего (7%). В классификации профессора — антрополога Хелен Фишер, из университета Rutgers University (США), которая уже 35 лет занимается исследованием природы любви с разных сторон, выделила три фазы влюбленности, вызванные нейробиологическими, а не психологическими особенностями организма: влечение («lust»), притяжение («attraction») и привязанность («attachment»). Каждая из этих фаз характеризуется особыми гормонами, производимыми телом.
Фаза 1: Влечение
Первичная фаза влечения не направлена ни на кого конкретно, это инстинкт, побуждающий продолжить человеческий род. У обоих полов он зависит от двух главных половых гормонов — тестостерона и эстрогена. Главным сигналом, побуждающим выработку этих гормонов, является запах другого человека (вырабатываемые организмом ферромоны), на втором месте — физические характеристики. Ферромоны служат своего рода индикатором генетической совместимости, так как мы лучше всего воспринимает запах максимально приближенный к нашему собственному.
Исследования показали что женщины, вдыхавшие мужской ферромон андростерон, в середине менструального цикла, положительно оценивали этот запах положительно, тогда как в остальное время оставались к нему либо равнодушны, либо испытали к нему неприязнь. Установлено также, что когда мужчины ощущают женские ферромоны копулины, у них происходит выброс тестостерона в кровь. Примечательно, что пик выработки женских гормонов приходится на пик овуляции, и это подтверждает их роль в создании благоприятных условий для полового контакта.
Фаза 2: Притяжение
Во время второй фазы мозг определенным образом «зацикливается» на объекте влюбленности, существенно снижая способность концентрации на других персонах и задачах, что подтверждает в своей книге американский психолог Дороти Теннов, считающей это состояние болезненным. Регулирующими гормонами этой фазы являются фенилэтиламин, адреналин, дофамин и серотонин. Если воздействием адреналина объясняется покраснение щек, усиленное сердцебиение и сухость во рту, то фенилэтиламинповышает эмоциональную теплоту, симпатию, сексуальность, а дофамин и серотонин ответственны за возникновение легкой эйфории и повышение энергичности. Это фаза романтической любови, и онасвязана с выбором одного конкретного партнёра для продолжения рода и сосредоточении усилий в привлечении именно его. Также инстинктивна и свойственна всем животным;
Фаза 3: Привязанность
Наиболее продолжительная третья фаза нужна для поддержания единства пары, достаточное для воспитания детей. За чувство привязанности, верности, доверия, родства и близости отвечают вазопрессин и окситоцин. Эти гормоны, особенно окцитоцин вырабатывается у взрослых во время ласк, нежных прикосновений, и наибольшее количество — во время оргазма, у грудных детей уровень окситоцина повышается во время кормления грудным молоком, а также при телесным контакте с любящими родителями. Таким образом, окситоцин можно назвать гормоном любви, так как снижение его концентрации в крови воспринимается влюбленным человеком как настоящая «ломка» и требует не только постоянного присутствия объекта влечения рядом, но и неудержимого желания обладать им полностью и без остатка.
Интересно, что по выводам Хелен Фишер, эти три состояния могут существовать в человеке одновременно. В этом заключается человеческий феномен (который, кстати, многими психологами, игнорируется или отвергается) когда, состоя в счастливом браке, полном любви, человек может испытывать состояние влюбленности к другому человеку и еще испытывать сексуальное влечение к другим партнёрам.
Влюбленность проходит или переходит в любовь?
Влюбленность, которая формирует влечение, — это процесс, требующий огромных энергетических затрат от организма. Она воспринимается мозгом, как угроза жизнедеятельности, и мозг со временем начинает подавлять или игнорировать сигналы, подаваемые ему гормональным коктейлем. Помнению физиолога У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих организму изменениях (которыми сопровождается продолжительная влюбленность), мозг включает механизмы, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить всю нейробиологическую систему в равновесное состояние. Система адаптации заключается в том, что постепенно мозг снижает восприимчивость к внешнему возбудителю, если эти сигналы поступают достаточно долгое время. И через 1- 4 года состояние влюбленности неизбежно проходит.
Влюбленность часто принимается за любовь. Очарованные друг другом люди в большинстве своем создают семью, рожают детей, обзаводятся совместным имуществом. Если такие отношения обусловлены только взаимным влечением, питающимся исключительно гормональной активностью организма, и у партнеров нет общих высоких установок на долгосрочные отношения, то после снижения градуса влечения такой брак, скорее всего, быстро распадется.
Означает ли это, что после наступления фазы гормонального равновесия, все союзы непременно должны распасться? Конечно, нет. Влюбленность может быть началом настоящей любви,