1 сентября началась новая «форма жизни» для всех школьников. Особенно это сказывается на учениках младшей школы. Приспособиться к новой жизни придется и родителям. Насколько реально успеть выучить уроки с ребёнком в начальной школе и не навредить ему при этом чрезмерной заботой? Разбираемся в тонкостях организации школьного житья для младших школьников на MedAboutMe.
Какая у вас «Перспектива»?
Утром во дворе школы ежедневно проходят родительские «летучки». Обычно на них слетаются родители малышей из начальной школы. Проходя мимо можно услышать:
— А вы по «школе России» или по «Перспективе» занимаетесь?
— А учебник у вас какой?
— А уроки вы вместе делаете? Мы вот вчера не все творческое задание выполнили. Наверное, двойку получим.
Подобные разговоры — не редкость. Родители младших школьников активно «жонглируют» словами и обсуждают системы обучения, программы, перебирая фамилии авторов учебников. При этом многие рядовые родители вряд ли смогут объяснить, чем принципиально отличаются системы обучения друг от друга. Пробираться сквозь научную терминологию педагогических статей хотят не все. Главное — понять, хороша или нет программа по которой учится ребёнок. А кто ее автор и каков его вклад в педагогическую науку — вопрос двадцатый.
Немаловажно, в какой школе учится ребёнок и личность учителя. Почему так? По общему мнению всех участников педагогического процесса, начальная школа определяет, как ребёнок будет учиться дальше.
Однако, если вы хотите перспективного развития своего ребёнка, не стоит за него искать способы решения всех проблем. В противном случае умилительное «мы учили, нам задали, мы получили оценку» превратится в итоге в перспективный инфантилизм и старательные поиски способов увильнуть от ответственности за невыученные уроки и переложить все на «помощников».
«Началочка» — практически «школа в школе». Работая много лет с малышами, могу утверждать, что основа для будущих блестящих успехов в старшей школе закладывается именно в начальных классах.
Среди множества задач начальной школы есть особенно важные для дальнейших успехов детей в старших классах:
- воспитание навыков самостоятельной работы;
- умение организовать свое время для подготовки уроков;
- выработка способности расставить приоритеты при выполнении любого задания.
Общаясь с родителями, всегда советую обращать внимание на организацию подготовки уроков малышами.
Во-первых, главное внимание нормам, рекомендованным СанПиН (2.4.2.1178 – 02 от 2002 года), касающимся продолжительности подготовки домашних заданий:
- первый год обучения – до 60 мин.;
- второй год обучения – до 1, 5 час.;
- третий год и четвертый годы обучения – до 2-х час.;
Важно!
Родители должны знать, что домашние задания «первоклашкам» задаются лишь со второго полугодия.
Категорически не рекомендуются слишком длительная подготовка уроков для учеников начальной школы. Думаю, никто из родителей не захочет, чтобы у ребёнка снизилась успеваемость, ослабли память и внимание.
Часто родители задают вопрос, с чего именно нужно начинать выполнение уроков.
Знаю по опыту, что «включение» внимания детей индивидуально.
Учитывайте пристрастия своего ребёнка:
- не может надолго сосредоточиться – начинайте с письменных заданий и не требуйте от первоклассников каллиграфического исполнения, они еще успеют этому научиться до окончания начальной школы;
- чередуйте устные и письменные задания;
- приучите ребёнка делать перерывы и не допускайте «корпения» над уроками больше 45 минут;
- во время перерывов пусть малыш двигается – физическая разгрузка поможет быстрее «включиться» в выполнение следующего задания.
Важно помнить, что соблюдение установленного распорядка дня имеет большое значение и для родителей (воспитываете умение планировать время), и для ребёнка (четко знает, что родители контролируют процесс).
Хвалите ребёнка. Не стесняйтесь порадоваться его успехам. Проверяя выполнение уроков, начните с похвалы за правильно сделанные упражнения и решенные задачи. Маленькому школьнику особенно важна обратная связь. Он будет стремиться сделать все задания так, чтобы мама или папа похвалили его за хорошую работу.
Не ругайте ребёнка за ошибки. Лучше спокойно разберитесь, что ему непонятно, и так же спокойно объясните, в чем он ошибся.
Постарайтесь не только «учиться» вместе с ребёнком, но и в свободное время уделять ему больше внимания. Младшие школьники особенно чутко реагируют на заботу родителей.
Ваша помощь не должна заключаться лишь в проверке уроков. Читайте, играйте, ходите на прогулки с ребёнком. Поверьте, гармония в семье принесет положительные результаты в учебе.
Как «порезать слона на бифштексы»
Ох, нелегкая эта школьная «работа»!
Дети должны научиться многому:
- чисто физически высиживать 35-40 минут на уроке;
- справляться с нервным напряжением во время занятий из-за сложной мыслительной деятельности;
- настроиться на непривычный темп жизни;
- выполнять требования учителя.
Родителям еще тяжелее. Любимое чадо отдано в «чужие» руки. Новое окружение, где не всегда радостно встречают вашего ребёнка. А еще уроки. Этого «слона» так просто с места не сдвинуть. Придется «разрезать на бифштексы» и постепенно справляться со всеми задачами.
Специалисты советуют:
- регулярно интересоваться школьными делами ребёнка и его активностью на уроках;
- контролировать успеваемость;
- всегда оказывать посильную помощь в подготовке уроков, когда ребёнок просит вас об этом;
- приучать любить сам процесс получения новых знаний с раннего возраста;
- контролировать внеурочные занятия ребёнка.
Без постоянного внимания родителей дети быстро находят себе занятия, никак не связанные с подготовкой уроков.
Задание получено: приступаем к выполнению
Прежде всего, покормить ребёнка после возвращения из школы. Обязательно дайте малышу отдохнуть. Согласно великому и могучему СанПину (утвержденные законодательно санитарные нормы), перерыв между окончанием уроков и началом любой внеурочной деятельности для школьников младших классов должен составлять не менее 40 минут.
Шоколадки в это время не запрещаются, а, наоборот, поощряются. Во-первых, они поднимают настроение, а во-вторых — улучшают мозговую деятельность.
Они утверждают, что лучше всего заниматься подготовкой уроков в течение двух часов — с 4 до 6 вечера.
Конечно, этого времени мало, но и объём заданий бывает разным в течение недели. Главное — объяснить, что выполнение домашнего задания состоится «при любой погоде». Перерывы между выполнением заданий лучше делать короткими — не более 7-10 минут.
Родителям стоит знать расписание уроков ребёнка, чтобы равномерно распределить нагрузку. В обязательном порядке поддерживайте контакт с учителем, чтобы легко можно было разрешить ситуацию под названием «а-я-забыл-записать-задание».
Прежде всего, спокойно присесть возле ребёнка и спросить у него, что именно сегодня задавали. Младшие школьники особенно нуждаются в подобном контроле.
Родители помогают ребёнку, а не выполняют задания вместо него. Иначе «учиться» будете вы, не ребёнок.
Я вижу тут две составляющие задачи:
- Научить ребёнка быть самостоятельным.
- Закрепить этот навык.
Как научить ребёнка самостоятельности? Самое важное, о чем в семьях не подозревают — это поведенческое моделирование. Если взрослые своим личным примером показывают, как они ежедневно и самостоятельно решают задачи, то это поведение «смоделируют». Если в семье один супруг «клюет» второго, чтобы тот сделал что-то по дому, например, то моделировать будут именно этот паттерн, что ведет к обучению из-под палки, сопротивлению указаниям, прокрастинации и рождает запущенный инфантилизм, то есть бегство от взрослой жизни.
Далее мы переходим к обучению. Самое простое, что можно сделать — это ввести правило «есть задача, предложи свое решение». То есть, когда ребёнок приходит с вопросом, он должен придумать свое решение, а лучше два или три. Задача взрослого — похвалить его за творчество и предложить улучшения, если потребуется.
Позитивное подкрепление каждого маленького самостоятельного шага рождает самостоятельность. Помните — похвала усиливает поведение, за которое хвалят. Хвалите даже за попытку быть самостоятельным, не критикуйте идеи! Малейшая критика убивает творчество, обсуждение и совместный поиск решений — закрепляет.
Потом мы переходим к простому контролю. «Отчитаться о достижениях»
— Мам, я убрался в комнате!
— Какой ты молодец!
И еще одно. Вводите правило «работа — отдых». То есть игры, и прочее должны быть позитивным подтверждением вашего ребёнка. Никаких поиграть в долг, ни в коем случае. Сначала домашняя работа, потом отчет о ней, потом игры.
И еще раз скажу — ругаться и критиковать непродуктивно. Продуктивно хвалить за тот навык, который вы хотите воспитать.
Что советуют учителя?
Начинать нужно с выполнения письменных уроков. Желательно начать с математики.
Наблюдайте за тем, как ребёнок выполняет задание:
- как считает (категорически не рекомендуется пользоваться калькулятором!);
- как пишет цифры и оформляет работу;
- может ли объяснить, почему он решает задачу именно так.
Проверьте выполненную работу. Разберите вместе с ребёнком ошибки и объясните, где и что он сделал неправильно. Желательно, чтобы школьник не надеялся на быструю подсказку мамы или папы. Подсказать можно, но для того, чтобы он самостоятельно мог разобраться в том, что именно неправильно.
Задания по русскому языку, литературе и чтению часто бывают творческими. Выясните у ребёнка, все ли ему понятно, какие затруднения у него вызывает написание текста самостоятельно — незнание правил или нехватка словарного запаса для написания творческого задания. Обязательно объясните ребёнку все, что ему дается с трудом, прочтите вместе с ним задание и попросите малыша рассказать, что от него требуется.
Не ругайте и не кричите на маленького школьника, если он не понимает с первого раза, что от него требуется. Объясняйте и читайте задания до тех пор, пока не наступит ясность. Помните! Вы — взрослый человек и давно все знаете, а дети еще только постигают науки. Важны терпение и упорство, а не раздражение. Ребёнок с первого класса должен понять важность обучения.
Уделяйте особое внимание чтению. Еще великий Пушкин утверждал, что «без чтения нет учения», поэтому особое внимание при подготовке уроков младшими школьниками уделяйте чтению. Специалисты советуют детям ежедневно читать вслух не менее двух часов. Это не обязательно должна быть только художественная литература. Убедите ребёнка читать вслух даже задания к упражнениям, не говоря уже о литературном чтении. Приучите малыша пересказывать прочитанное и отвечать на вопросы по тексту.
Заучивание стихов лучше оставить на тот период, когда все прочие задания уже выполнены.
Проверка выполненного задания не должна превращаться в «разбор полетов» с последующим наказанием. Так вы просто отобьете охоту к учебе в принципе.
В каждом человеке генетически заложена тяга к знаниям, поэтому дети приходят в школу абсолютно открытыми для обучения. И здесь очень важно «не отбить охоту».
К занятиям следует готовиться, исходя из возраста школьников и их подготовки к учебному процессу. Если это первоклашки, то урок необходимо разбивать хотя бы на три части, поскольку детям в этом возрасте сложно концентрировать внимание на чем-то больше 10-15 минут. Таким деткам необходима частая смена деятельности, игровые ситуации, яркие иллюстрации — все, что привлекает внимание.
За первый год обучения они привыкают к школьному режиму, учатся нести ответственность за свое обучение и, начиная со второго класса, могут достаточно долго фокусировать внимание на учителе и информации. Однако это не означает, что обучение должно стать серым, монотонным и однообразным, дети очень быстро могут остыть к учебному процессу. Всегда должен присутствовать элемент игры, визуальное и аудио-сопровождение подаваемого материала. Использование современных технологий очень сильно поможет, как учителю донести знания детям, так и детям лучше, интереснее и быстрее усвоить полученный материал.
Еще очень хорошо работают нестандартные уроки, на которых и в процессе подготовки к уроку и его проведении принимает участие не только преподаватель, но и ученики. Совместно определяется тема урока, распределяются между учениками задачи по подготовке материалов, как методических, так и дополнительных (картинки, видео, аудио и т. д.) и также совместно проходит обучение — в обсуждении и презентациях. Но не стоит злоупотреблять нестандартными уроками, иначе у детей теряется чувство новизны и азарта.
Мы привыкли к формализации учебного процесса, привыкли, что это скучно, но нужно. Поэтому и теряется интерес к учебе. А надо креативить, показывать детям, что получение знаний — это не только зубрежка, а увлекательный и яркий процесс познания мира.
Великие «нехочухи»
Когда проходит эйфория от встреч с одноклассниками или знакомства с новыми друзьями в школе, наступает период хорошо известный всем родителям — «сегодня-в-школу-не-пойду». Обычно его начало совпадает с первыми невыученными уроками.
Психологи в этом случае единодушны: ругать ребёнка «со старта» не стоит. Учеба надоедает всем, даже самым прилежным отличницам. Ну, а как же иначе? Школа — не увеселительная прогулка.
Среднестатистическому школьнику необходимо:
- посещать все уроки;
- активно участвовать во всех видах работ на занятиях, чтобы дома не приставать к родителям и не «висеть» на телефоне, выясняя у одноклассников, что и как делать;
- дети обязательно посещают внеурочные мероприятия в школе, требующие дополнительной подготовки;
- многие дети занимаются дополнительно в кружках, спортивных секциях и клубах по интересам.
На все это нужно найти время. Особенно трудно это сделать младшим школьникам.
Так как же научиться делать уроки вовремя?
Переход в другую школу ничего не даст. Учителя тоже люди подневольные и обязаны придерживаться учебного плана, в котором оговаривается количество домашних заданий. Невыполнение плана не приветствуется администрацией школы и влечет за собой неприятные для учителя последствия.
Выход есть.
Во-первых, нужно научить ребёнка правильно распределять время при выполнении «домашки».
Во-вторых, объяснить ребёнку, что «волшебной палочки» не бывает, поэтому для успешной работы потребуется терпение, «хотение» и внимание.
Универсального рецепта для успешного выполнения уроков нет. Ответ на вопрос «Как быстро сделать уроки?» у каждого свой. Задача родителей — не жаловаться на перегруженные программы, а планомерно осваивать технологию помощи ребёнку, не отбивая у него при этом желания учиться. Главное — найти в себе силы и захотеть, а все остальное получится.
Желаем удачи в подготовке домашних заданий!