Октябрь — месяц предупреждения и борьбы с раком молочной железы — болезнью, которая еще несколько десятков лет назад уносила жизнь каждой второй женщины. Розовые ленточки — международный символ организаций, которые поддерживают программу защиты от этого недуга, вызывают интерес к проблеме и объясняют, что полученный диагноз — не приговор. А у истоков движения против такой тяжелой болезни стояли женщины, которые побороли страх и открыто заговорили о проблеме, тем самым изменив к ней отношение общества.
Ширли Темпл Блэк о своей болезни
Величайшая американская актриса времен Великой депрессии стала одной из первых женщин, кто открыто заявил о своей болезни. Ширли называли «самой счастливой девочкой на свете», ведь прославилась она еще в детском возрасте, а повзрослев, ушла в политику. Можно только догадываться, чего стоило этой яркой и привлекательной женщине в открытую признаться, что она больна, ведь в те времена такой поступок был, что называется, на грани фола. Ширли совершила настоящую революцию не только в обществе, но и в медицине, ведь в семидесятые практика удаления женщинам груди без их согласия была обычным делом.
Пациентка могла обратиться к врачу для простой процедуры биопсии, а очнуться на столе хирурга и обнаружить отсутствие всей молочной железы. Ширли Темпл открыто заявила, что такая практика недопустима и стала отстаивать право женщин самостоятельно решать, что им выбрать — радикальную мастэктомию, при которой удаляют молочную железу вместе с прилегающими тканями, или простую мастэктомию, предусматривающую ампутацию только молочной железы. Хирурги вняли голосу всей женской половины общества в лице актрисы и пересмотрели подход к хирургическому лечению болезни. Более того, известный хирург Берни Фишер, попавший в водоворот противоречий, вызванных радикальной хирургией молочной железы, позднее признал, что простая мастэктомия ничем не уступает ей по эффективности лечения.
Борьба Бетти Форд с раком как мотивация для миллионов женщин
Спустя год после шумихи, связанной болезнью Ширли Тэмпл, на больничную койку попадает Бетти Форд — первая леди США. Она, как и ее подруга по несчастью из актерской среды, не стала замалчивать свою проблему, а во всеуслышание о ней заговорила. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы, ведь она стала не просто первой женщиной, рассказавшей о своем страшном диагнозе, а первой леди, находящейся в статусе супруги президента США. Страна как будто сошла с ума. Телефоны в Белом доме разрывались от звонков, секретари не справлялись с потоком писем на адрес первой леди, а персонал больницы, где ее оперировали, не знал, что делать с таким огромным количеством букетов цветов.
Тот же врач-хирург Берни Фишер, все предыдущие годы занимавшийся исследованиями относительно лечения рака, впервые предложил своим пациентам прибегнуть к послеоперационной химиотерапии как к новому стандарту лечения, улучшающему результаты и прогнозы на будущее. Бетти Форд согласилась на эксперимент, зная, что побочные эффекты химиотерапии создадут препятствия для ее привычной публичной жизни. Пример первой леди стал мотивацией для миллионов американок, ринувшихся на прием к онкологу и прошедших маммографию. Это спасло жизнь многим женщинам, услышавшим страшный диагноз. Позднее эпидемиологи дадут название этому явлению «эффект Бетти Форд».
Хэппи Рокфеллер: на каком способе лечения настоял ее врач?
Мотивация — огромная движущая сила. Вот и Хэппи Рокфеллер — боевая подруга вице-президента США тоже решилась на обследование после открытых заявлений в прессе Бетти Форд, советовавшей женщинам следить за своим здоровьем, в том числе и здоровьем груди. К несчастью, Хэппи также стала одной из тех, кто услышал страшный диагноз. Ее лечащий врач Джером Урбан, практиковавший в крупном частном онкологическом центре, построенном на деньги семьи Рокфеллеров, решил не испытывать судьбу и предложил пациентке радикальный способ лечения, то есть удаление опухоли вместе с молочной железой.
Кроме того, он был ярым сторонником превентивной «зеркальной» биопсии и в обязательном порядке обследовал здоровую грудь Хэппи. В ней он обнаружил настораживающие изменения, которые с высокой долей вероятности могли перерасти в злокачественную опухоль. В результате женщина снова легла под нож хирурга и лишилась второй груди. Впоследствии вице-леди страны не раз выступала с публичными заявлениями и призывала женщин не бояться идти к врачу, принимать меры профилактики и верить, что болезнь излечима.
Бетти Роллин и ее книга «Во-первых, ты плачешь»
Есть немало женщин, победивших страшную болезнь, но простым гражданам мало известно об их судьбе после госпитализации и операции. Как они живут с этим, что чувствуют и как себя ощущают в обществе, где грудь является одним из главных атрибутов красоты женщины, ее достоинством и гордостью. Жизнь многих из тех, кому не посчастливилось услышать страшный диагноз, разделилась на «до» и «после», как и жизнь их близких и родных людей. Многие не смогли привыкнуть к новому телу, принять себя такой, какая есть.
Именно с такими проблемами столкнулась Бетти Роллин — американская журналистка, которая лишилась обеих молочных желез и была вынуждена учиться жить заново. Она инициировала развод с мужем, который никогда не указывал ей на ее физический недостаток, но был сломлен ее депрессией. Бетти написала книгу «Во-первых, ты плачешь», которую критики назвали «документом личного страдания и общественного значения». Ее опубликовали в 19 странах, а позднее сняли на ее основе художественный фильм.
Эвелин Лаудер — женщина, изменившая отношение к раку молочной железы
Именно благодаря этой самоотверженной женщине — президенту косметической компании Estee Lauder, мир получил возможность узнать больше о раке груди, диагностике этого заболевания и его лечении. Эвелин вложила 13,5 млн долларов США в развитие онкологического центра Memorial Sloan-Kettering, помогала собирать деньги на создание фондов и организаций, которые финансировали клинические исследования. Это она предложила президенту Клинтону выбрать день, который стал бы знаком осведомленности о раке молочной железы. Теперь об этом дне — Национальном дне маммографии, датированном 19 октября, знает весь мир.
Такая мотивация для всех женщин не могла остаться незамеченной. Именно благодаря Эвелин Лаудер и ее подруге-редактору Александре Пенни и появился своеобразный символ в поддержку всех женщин с раком груди — розовая ленточка. И хотя этой сильной, смелой и самоотверженной женщины уже нет — она умерла в 2011 году от рака яичников, ее дело живет.