Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Малыш
Как научить малыша есть самостоятельно: 11 полезных советов
4.5
12.05.2017
1135

Как научить малыша есть самостоятельно: 11 полезных советов


Автор
Елизавета Шатунова

Статью проверил эксперт

Содержание

Навык самостоятельного использования столовых приборов — самый первый из всех навыков самообслуживания, который познает малыш. Первое знакомство ребенка с ложкой происходит в 4-5 мес. — когда в рацион питания вводится прикорм в виде каш и овощных пюре. Но сейчас малыш, даже если у него и получается правильно держать ложку, самостоятельно съесть обед, конечно, не сможет. Родителям предстоит запастись терпением — процесс обучения есть самостоятельно может затянуться надолго. Этот навык, простейший для взрослых, для крохи очень сложный. Какие рекомендации помогут подружить маленького ребенка с ложкой и вилкой?

А готов ли малыш есть ложкой?

Процесс обучения начинайте, только когда ребенок к этому готов.

Тут все очень индивидуально. Кто-то из детей уже в 4 мес. тянется за маминой рукой с ложкой, пытаясь овладеть столь интересным предметом. А кто-то и к полутора годам «ленится» есть самостоятельно. Не упустите момент, вовремя начав прививать малышу навыки самообслуживания. Специалисты считают, что ребенку проще дастся процесс обучения с 9-10 мес. Тогда уже через полгода он будет более или менее умело обращаться со столовыми приборами.

Кроха тянет пальцы к еде в тарелке, пытается выхватить у мамы ложку? Скорее всего, он уже готов к тому, чтобы пытаться есть самостоятельно. Не упустите момент.

Первые столовые приборы для детей

Первые столовые приборы для детей

Те ложки и вилки, которые используют взрослые, для маленьких детей пока не подойдут. У ребенка режутся зубки, и металлические столовые приборы могут повредить десны. Пусть у малыша будет свой набор для приема пищи — так ему будет интереснее познавать азы взрослых навыков.

Первая ложка для крохи — неглубокая, небольшого размера, с прорезиненной ручкой. Наиболее удобны столовые приборы на силиконовой основе. Вилка обязательно должна быть с закругленными зубцами, чтобы кроха не поранился.

В дополнение к ложке не помешают небьющаеся тарелка (плоская, глубокая) и кружка. Очень удобна тарелка с присосками — такая точно не упадет на пол. Что касается кружки, то присмотритесь к непроливайкам с двумя ручками.

Ложка — это не игрушка

Даже в 4-5 мес., когда малыш еще не в состоянии даже ложку правильно держать, можно во время кормлений давать ему столовый прибор в руку. Важно, чтобы ребенок уже сейчас начал осознавать причинно-следственную связь — ложка должна ассоциироваться с едой. Это начало для дальнейшего обучения.

Но вот давать ложку крохе в качестве игрушки не стоит! Прием пищи — это не развлечение. Тут велика вероятность того, что ребенок потом, когда придет время самостоятельно есть за столом, станет воспринимать ложку как катапульту для еды.

Важен собственный пример

Дети даже в раннем возрасте стараются подражать взрослым. Поэтому очень важно на собственном примере показывать, что и как правильно делать. И это относится буквально ко всем бытовым навыкам, которые в процессе взросления будет познавать ребенок.

Почаще обедайте вместе. Комментируйте свои действия — «это ложка», «сейчас я буду ею есть». Малыш, наблюдая над этими «сложными» манипуляциями, будет пытаться подражать, все лучше и лучше осваивая новый навык.

Начинайте с малого

Не торопите события и начните с малого.

Сначала важно научить малыша правильно держать ложку. Пусть, пока вы его кормите, он сначала просто держит ее в руке и привыкает к ней. Только потом дайте крохе попробовать захватить ложкой кашу из тарелки.

Подходящая еда

Обучение нужно начинать с еды «правильной» консистенции.

Ребенку будет проще зачерпывать ложкой и подносить ко рту пюреобразную пищу. Суп он пока будет проливать, а кусочки еды останутся на полу. Учите кроху есть самостоятельно с каш или пюре, творожков, йогуртов.

И главное — предложенная ребенку еда должна ему нравиться! Кроха не станет стараться, чтобы съесть что-то невкусное.

Полную тарелку с едой перед малышом лучше не ставьте. Скорее всего, уже через пару минут пища станет боевыми снарядами, которые можно кидать во все подряд.

Превратите обучение в игру

Элемент игры значительно облегчает процесс обучения. Придется сделать так, чтобы ребенку было интересно познавать новые для себя навыки.

Можно купить малышу красочную тарелку — чтобы увидеть рисунок на донышке, ребенок точно съест всю кашу. Пусть ребенок покормит свои игрушки — полезно для тренировки координации движений. И совсем необязательно это делать на кухне с настоящей едой — устроить импровизированный обед можно в песочнице (в качестве ложки пусть будет лопатка, а кашей станет песок). Стишки, песенки — в этом деле могут пригодиться любые «секретные приемы».

Чередуйте столовые приборы

В идеале дети к 2-м годам должны хорошо владеть и ложкой, и вилкой. Значит, когда малыш уже более или менее «освоит» ложку, вручите ему вилку. Чтобы закрепить навыки, столовые приборы чередуйте. На обед предложите ребенку съесть кашу ложкой, а вечером пусть попытается съесть котлету с помощью вилки.

Не принуждайте

Никаких принуждений! Когда ребенок «не в духе», ничего объяснить и ничему научить вы его не сможете.

Малыш сегодня капризничает и выбрасывает со стола ложку? Лучше будет отложить процесс обучения до завтра, а пока покормите его сами.

Будьте последовательны

Будьте последовательны

Если решение обучать ребенка есть самостоятельно принято, действуйте последовательно и не отходите от плана. Ничего не выйдет, если мама пытается привить малышу навыки самообслуживания, а бабушка в это время продолжает кормить кроху с ложечки!

Раз уж процесс пошел, пусть за каждым приемом пищи малыш пытается есть сам.

Не торопите ребенка

С первого раза у ребенка, конечно, не получится в совершенстве овладеть новыми навыками. Скажем больше — не получится даже через месяц. Придется запастись терпением! Рано или поздно малыш освоит навык самостоятельного принятия пищи.

Понятно, что мама накормит кроху быстрее, а главное — чище. Но важно не психовать и действовать методично. Пусть малыш пытается есть сам — какая бы грязь потом ни была кругом. Не ругайте его за «ошибки» и не торопите — координация движений совсем не развита, ребенку сложно дается «управление» ложкой. А вот хвалить за успехи нужно обязательно.

1
Loading...

Рекомендации по воспитанию санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста / Студеникин В.М., Шарков С.М. // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2010. - Т. 89 №1. - с. 71-75